Гост человек машина кресло

Гост человек машина кресло

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Общие эргономические требования

Man-machine system. Operator’s arm-chair.
General ergonomic requirements

Дата введения 1977-07-01

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 25.05.76 N 1283

2. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

3. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 18.12.91 N 1993

4. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1993 г.) с Изменением N 1, утвержденным в апреле 1982 г. (ИУС 7-82)

Настоящий стандарт распространяется на кресло человека-оператора стационарных и подвижных объектов и устанавливает общие эргономические требования к креслу человека-оператора, а также типы и основные конструктивные параметры кресел.

Стандарт не распространяется на кресла, устанавливаемые в подвижных объектах с замкнутым малым объемом рабочего места оператора, высота обитаемых отделений которых не превышает 1000 мм, а также на кресла, устанавливаемые в автомобилях сельскохозяйственных, строительных и дорожных машинах.

Термины и определения понятий, применяемые в стандарте, приведены в приложении 1.

1. ОБЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КРЕСЛУ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

1.1. Кресло должно обеспечивать человеку-оператору соответствующую характеру и условиям труда физиологически рациональную рабочую позу.

1.2. Кресло должно обеспечивать длительное поддержание основной рабочей позы в процессе трудовой деятельности.

1.3. При невозможности покинуть рабочее место длительное время конструкция кресла должна обеспечивать условия для отдыха человека-оператора в кресле.

1.4. Кресло должно создавать условия для поддержания корпуса человека в физиологически рациональном положении с сохранением естественных изгибов позвоночника.

1.5. Конструкция кресла не должна затруднять рабочих движений.

1.6. Кресло оператора должно включать следующие основные элементы: сиденье, спинку и подлокотники. В конструкцию кресла могут быть включены также дополнительные элементы, не обязательные для установки, — подголовник и подставка для ног.

Примечание. Допускается относить подлокотники к дополнительным элементам.

1.7. В конструкции кресла должны регулироваться высота поверхности сиденья и угол наклона спинки. При необходимости должны регулироваться также следующие параметры: высота спинки, высота подлокотников, угол наклона подлокотников, высота подголовника, высота подставки для ног, угол наклона подставки для ног.

1.8. Регулировка параметров может быть плавной или ступенчатой. Шаг ступенчатой регулировки для линейных параметров — 15-25 мм.

1.9. Регулировка параметров должна осуществляться без применения дополнительного инструмента. В случае необходимости регулировки параметров кресла в ходе трудового процесса она должна осуществляться без изменения рабочего положения человека-оператора.

1.10. Подвижность кресла относительно пола или другой поверхности, на которой оно установлено, может не ограничиваться. В случае необходимости обеспечения строго определенного положения человека-оператора по отношению к средствам отображения информации и органам управления, а также в случае, если трудовая деятельность человека-оператора сопряжена с силовыми и резкими движениями, кресло должно быть фиксировано. При этом, в зависимости от характера трудовой деятельности оператора, должна быть обеспечена возможность изменения положения кресла или сиденья в горизонтальной плоскости с фиксацией его в нужном положении. При необходимости подвижность кресла должна задаваться также вращением кресла на 180-360° вокруг вертикальной оси опорной конструкции кресла с фиксацией в нужном положении.

1.11. Кресло человека-оператора должно способствовать ослаблению вибрационных воздействий в полосе резонансных для человека частот и ударных воздействий до уровня допустимых.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.12. Конструктивные и отделочные материалы кресла должны быть прочными, огнестойкими, нетоксичными, обеспечивающими в необходимых случаях возможность эксплуатации в различных климатических условиях.

Покрытия сиденья, спинки, подлокотников и подголовника должны изготовляться из умягченного, влагоотталкивающего, неэлектризующегося, воздухопроницаемого материала.

1.13. В конструкции кресла должны быть учтены требования безопасности, общие (по ГОСТ 12.2.003-91) и частные.

1.13.1. При наличии регулировки параметров кресла должна обеспечиваться надежная фиксация его элементов в заданном положении.

1.13.2. Кресла, устанавливаемые на подвижных объектах, должны быть снабжены съемными или стационарными ремнями безопасности.

2. ТИПЫ КРЕСЕЛ

2.1. По степени подвижности по отношению к средствам отображения информации и органам управления кресла подразделяют на:

подвижные по опорной поверхности;

подвижные по направляющим в горизонтальной плоскости с обеспечением фиксации в заданном положении;

вращающиеся вокруг вертикальной оси опорной конструкции с обеспечением фиксации в заданном положении.

2.2. По степени мягкости кресла подразделяют на:

кресла с дифференцированной мягкостью элементов.

Степень мягкости определяют по ГОСТ 16855-91.

2.3. По обеспечению стабилизации рабочего положения человека-оператора кресла подразделяют на:

кресла со стабилизацией по контуру тела;

кресла со стабилизацией рабочего положения при помощи ремней безопасности;

кресла без стабилизации рабочего положения человека-оператора.

2.4. По обеспечению виброгашения кресла подразделяют на:

кресла, снабженные виброзащитным устройством;

кресла без виброзащитных устройств.

2.5. В зависимости от конструкции элементов кресла подразделяют на:

кресла с профилированным или плоским сиденьем;

кресла с профилированной или непрофилированной спинкой, высокой, обычной, поясничной или комбинированной;

кресла со стационарными, откидывающимися, съемными подлокотниками под обе руки или под одну (правую или левую) руку без подлокотников;

кресла с подголовником или без подголовника;

кресла с подставкой для ног и без подставки.

2.6. Выбор типа кресел определяется конкретным характером и условиями трудовой деятельности человека-оператора.

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КРЕСЛА ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

3.1. Размеры кресла устанавливаются исходя из антропометрических данных взрослого населения СССР или соответствующего контингента с учетом поправки на специальную одежду и снаряжение, а в случае ограниченного рабочего пространства — также с учетом стандартных объемов, выделяемых в объектах для рабочего места человека-оператора.

3.2. Конструктивные параметры кресла человека-оператора представлены на чертеже и измеряются согласно справочному приложению 2. При расчете параметров специализированного кресла должны использоваться антропометрические данные того контингента взрослого населения СССР, для которого оно предназначено.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2а. Нерегулируемые конструктивные параметры кресла человека-оператора рассчитываются в зависимости от их функционального назначения на основе конкретных антропометрических признаков, измеренных в положении сидя на плоском жестком сиденье, числовые значения которых соответствуют 5 или 95 перцентилям для каждой половой группы, если кресло предназначено только для мужчин или только для женщин, а в случае смешанной группы пользователей (по полу, возрасту, национальности и т.п.) — 95 перцентилю той группы населения, у которой используемый для расчета размер тела наибольший, или 5 перцентилю той группы, у которой используемый для расчета размер тела наименьший. Границы регулировки изменяемых параметров задаются в пределах 5-95 перцентилей конкретного антропометрического признака каждой половой группы, если кресло предназначено только для мужчин или только для женщин, а в случае смешанной группы пользователей нижняя граница размаха регулировки должна соответствовать 5 перцентилю той группы населения, у которой используемый для расчета размер тела наименьший, а верхняя — 95 перцентилю той группы, у которой этот размер наибольший.

Примечание. В некоторых случаях вследствие малой изменчивости отдельных антропометрических признаков для положения сидя допустимо использование их числовых значений, соответствующих 50 перцентилю.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

3.3. Высота поверхности сиденья определяется высотой подколенной ямки над полом, измеренной в положении сидя на плоском сиденье при углах сгибания в коленном и голеностопном суставах 90° с учетом высоты каблука (30 мм). Границы регулировки параметра задаются в пределах 5-95 перцентилей данного антропометрического признака. При наличии ножных органов управления допускается уменьшение значения ниже расчетного при условии обеспечения физиологически рациональной рабочей позы.

3.4. Ширина поверхности сиденья определяется наибольшим диаметром бедер с учетом мягких тканей в положении сидя для 95 перцентиля данного антропометрического признака, с поправкой на специальную одежду и снаряжение.

3.5. Глубина сиденья определяется из расчета от значения антропометрического признака "спинка сиденья — подколенный угол" для 95 перцентиля с поправкой на специальную одежду и снаряжение.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.6. Линейные параметры спинки кресла устанавливаются для высокой, обычной и поясничной спинок. Для комбинированной спинки, в зависимости от особенностей ее конструкции, должны использоваться отдельные линейные параметры высокой, обычной и поясничной спинок.

Читайте также:  Как спасти кресло от кота

3.6.1. Нерегулируемая высота различных типов спинок рассчитывается на основе следующих антропометрических признаков, значения которых должны соответствовать 95 перцентилю:

для высокой спинки — высоты плеча над сиденьем, измеренной в положении сидя на плоском сиденье;

для обычной спинки — высоты нижнего угла лопатки над сиденьем, измеренной в положении сидя на плоском сиденье;

для поясничной спинки — высоты линии талии над сиденьем, измеренной в положении сидя на плоском сиденье, с прибавкой высоты опорной поверхности поясничной спинки.

Источник



Как выбрать детское автокресло

Наш сын Миша родился в июле 2016 года. С того момента мы сменили три автокресла, а к зиме 2020/2021 года будем покупать новое. Это не транжирство, а ошибки неопытных родителей.

Вероника Высотина сменила три детских кресла

Первое кресло — автолюльку — мы купили с ходу и вообще не выбирая: тогда у нас еще не было машины. Ребенок в этой люльке проехал всего четыре раза. Второе автокресло нам купил дед, но оно оказалось неудачным: не было дополнительной защиты и положения для сна. Третье автокресло мы с мужем выбирали сами, на поиски ушло две недели.

В статье расскажу, на что мы обращали внимание при выборе автокресла, зачем они вообще нужны и какими бывают. Надеюсь, кому-то это поможет выбрать безопасный и удобный вариант для ребенка.

Не автокресло, а удерживающее устройство

Термин «детское автокресло» не универсальный и отчасти даже неправильный. Но, так как он всем привычен, в статье я буду употреблять именно его.

На самом деле все эти штуки для перевозки детей в машине называются детскими удерживающими системами или устройствами. Это различные лямки, ремни, пряжки и сиденья, которые крепятся к внутренней части кузова машины.

Общая цель всех устройств — ограничить подвижность ребенка и тем самым снизить риски травм в случае аварий.

Зачем нужны детские автокресла

Детские автокресла нужны, чтобы обезопасить ребенка в машине. По данным статистики ГИБДД , в 2019 году в России произошло 9361 ДТП с участием детей-пассажиров. При этом 359 детей погибли и 11 007 детей были ранены. И это только официальные данные.

Педиатр Анна Левадная в «Инстаграме» опубликовала наглядное видео , почему нельзя возить детей в машине без кресла или на руках. Врач пишет, что использовать автокресло нужно уже при выписке из роддома — оно не пригодится, только если вы везете ребенка домой в коляске.

По правилам дорожного движения детей с рождения и до 7 лет в машинах нужно перевозить только с помощью детских удерживающих устройств. От 7 до 11 лет на заднем сидении можно перевозить в удерживающих устройствах или просто пристегнуть ремнём безопасности. На переднем сидении — только с помощью детских удерживающих устройств.

Требование одинаково для любых автомобилей — и для личных, и для такси. За несоблюдение правил водителя оштрафуют на 3000 Р . Для должностных и юридических лиц сумма штрафа в разы больше: 25 000 Р и 100 000 Р соответственно.

минимальный штраф за провоз ребенка без кресла

Какими бывают автокресла

Все автокресла делятся на пять групп в зависимости от массы ребенка.

Группы автокресел

Вес ребенка Примерный возраст ребенка
Менее 10 кг С рождения до 6–7 месяцев
0+ Менее 13 кг С рождения до года
1 9—18 кг С 9 месяцев до 4 лет
2 15—25 кг 3—7 лет
3 22—36 кг 6—12 лет

На рынке также есть комбинированные модели, которые иногда называют группой 1—2—3 , в теории они подходят детям от 9 месяцев до 12 лет. Наше второе кресло было как раз таким, его купил мой папа. Такое кресло как бы «растет» вместе с ребенком. Со временем родители регулируют положение подголовника, снимают вкладыши для малышей и меняют ремни.

Но у таких кресел есть недостатки. В интернете мы прочитали, что иногда они менее безопасны. Это просто объяснить: у малыша в год и ребенка в 12 лет огромная разница в весе, росте и комплекции. Производитель вынужден это учитывать и находить какие-то усредненные параметры креплений, пластика и прочих технических решений.

При этом есть кресла групп 1—2—3 с хорошими оценками безопасности. Но такие, как правило, стоят дорого — обычно от 20 000 Р и выше.

Крепления кресла к автомобилю. Два самых популярных типа крепления — при помощи штатного автомобильного ремня и через систему изофикс. Крепление автомобильным ремнем — самый распространенный способ, он подойдет для любой машины. Тут существует только одно требование: длина ремня должна быть 215 см или больше. Иногда в креслах есть специальные направляющие, которые помогают правильно разместить ремень безопасности.

Изофикс — это специальные крепления, которые как бы приварены к кузову автомобиля. С ними автокресло держится жестче, чем с обычным ремнем безопасности. Соответственно, безопасность таких моделей выше. Однако изофикс есть не в каждой машине — перед покупкой кресла надо выяснить, сможете ли вы поставить такое в свой автомобиль.

Источник

Гост человек машина кресло

Главная />Охраной труда в газовой промышленности />Государственные стандарты системы "человек — машина"

Государственные стандарты системы "человек — машина"

ГОСТ 19605-74. Организация труда. Основные понятия. Термины и определения.

ГОСТ 21033-75. Система "Человек — машина". Основные понятия. Термины и определения.

ГОСТ 21035-75. Система "Человек — машина". Рабочая среда рабочего места человека-оператора. Термины и определения.

ГОСТ 22973-78. Система "Человек — машина". Общие эргономические требования. Классификация.

ГОСТ 20921-75. Комплексная система общих технических требований. Система "Человек — машина". Тренажеры. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21480-76. Система "Человек — машина". Мнемосхемы. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21752-76. Система "Человек — машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21753-76. Система "Человек — машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21786-76. Система "Человек — машина". Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21829-76. Система "Человек — машина". Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21889-76. Система "Человек — машина". Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования.

ГОСТ 21958-78. Система "Человек — машина". Зал и кабинеты операторов. Взаимное расположение рабочих мест. Общие эргономические требования.

ГОСТ 22269-76. Система "Человек — машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования.

ГОСТ 22902-78. Система "Человек — машина". Отсчетные устройства индикаторов визуальных. Общие эргономические требования.

ГОСТ 23000-78. Система "Человек — машина". Пульты управления. Общие эргономические требования.

ГОСТ 23004-78. Механизация и автоматизация технологических процессов в машиностроении и приборостроении. Основные термины, определения и обозначения.

ГОСТ 16036-70. Качество продукции. Общие эргономические требования, показатели, термины.

Государственные стандарты группы "Надежность"

ГОСТ 22955-78. Надежность в технике. Технологические системы. Общие требования к методам оценки надежности.

ГОСТ 13377-75. Надежность в технике. Термины и определения. Взамен ГОСТ 13377-67, ГОСТ 16503-70.

ГОСТ 22954-78. Надежность в технике. Технологические системы. Термины и определения.

ГОСТ 16.304-74. Управление технологическими процессами. Контроль точности технологических процессов. Общие требования.

ГОСТ 17331-71. Надежность в технике. Метод последовательных испытаний.

ГОСТ 17572-72. Надежность в технике. Испытания с ограниченным числом отказов.

ГОСТ 18049-72. Надежность в технике. Испытания ограниченной продолжительности с заменой отказавших изделий.

Источник

ГОСТ 21889-76 «Система «Человек-машина». Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования» (изм. 1)

Настоящий стандарт распространяется на кресло человека-оператора стационарных и подвижных объектов и устанавливает общие эргономические требования к креслу человека-оператора, а также типы и основные конструктивные параметры кресел.

Стандарт не распространяется на кресла, устанавливаемые в подвижных объектах с замкнутым малым объемом рабочего места оператора, высота обитаемых отделений которых не превышает 1000 мм, а также на кресла, устанавливаемые в автомобилях, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машинах.

Термины и определения понятий, применяемые в стандарте, приведены в приложении 1.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Общие эргономические требования к креслу человека-оператора

1.1. Кресло должно обеспечивать человеку-оператору соответствующую характеру и условиям труда физиологически рациональную рабочую позу.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.2. Кресло должно обеспечивать длительное поддержание основной рабочей позы в процессе трудовой деятельности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.3. При невозможности покинуть рабочее место длительное время конструкция кресла должна обеспечивать условия для отдыха человека-оператора в кресле.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.4. Кресло должно создавать условия для поддержания корпуса человека в физиологически рациональном положении с сохранением естественных изгибов позвоночника.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.5. Конструкция кресла не должна затруднять рабочих движений.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.6. Кресло оператора должно включать следующие основные элементы: сиденье, спинку и подлокотники. В конструкцию кресла могут быть включены также дополнительные элементы, не обязательные для установки, — подголовник и подставка для ног.

Примечание. Допускается относить подлокотники к дополнительным элементам.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.7. В конструкции кресла должны регулироваться высота поверхности сиденья и угол наклона спинки. При необходимости должны регулироваться также следующие параметры: высота спинки, высота подлокотников, угол наклона подлокотников, высота подголовника, высота подставки для ног, угол наклона подставки для ног.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.8. Регулировка параметров может быть плавной или ступенчатой. Шаг ступенчатой регулировки для линейных параметров — 15-25 мм.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1.9. Регулировка параметров должна осуществляться без применения дополнительного инструмента. В случае необходимости регулировки параметров кресла в ходе трудового процесса она должна осуществляться без изменения рабочего положения человека-оператора.

Источник

ГОСТ Р 52284-2004 => Гост р 52284-2004. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Национальный стандарт российской.

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. № 113-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст этих изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые (модифицируемые) пожарные автолестницы (далее — АЛ), оборудованные стационарными раздвижными стрелами, выполненными в виде непрерывного лестничного марша (лестницами) и предназначенные для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях и других аварийно-спасательных работ.

АЛ не предназначена для использования на объектах народного хозяйства при строительных и монтажных работах, работ во взрывоопасной среде.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.302-88 (ИСО 1463-82, ИСО 2064-80, ИСО 2106-82, ИСО 2128-76, ИСО 2177-85, ИСО 2178-82, ИСО 2360-82, ИСО 2361-82, ИСО 2819-80, ИСО 3497-76, ИСО 3543-81, ИСО 3613-80, ИСО 3882-86, ИСО 3892-80, ИСО 4516-80, ИСО 4518-80, ИСО 4522-1-85, ИСО 4522-2-85, ИСО 4524-1-85, ИСО 4524-3-85, ИСО 4524-5-85, ИСО 8401-86) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.037-78 Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности

ГОСТ 12.2.040-79 Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание

ГОСТ 17.2.2.01-84 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений

ГОСТ 17.2.2.05-97 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 7328-2001 Гири. Общие технические условия

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 8568-77 Листы стальные с ромбическим и чечевичным рифлением. Технические условия

ГОСТ 8769-75 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости.

ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17187-81 Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 20961-75 Световозвращатели транспортных средств. Общие технические условия

ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21786-76 Система «человек-машина». Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования

ГОСТ 21829-76 Система «человек-машина». Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования

ГОСТ 21889-76 Система «человек-машина». Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования

ГОСТ 22269-76 Система «человек-машина». Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования

ГОСТ 22748-77 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений

ГОСТ 23000-78 Система «человек-машина». Пульты управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 26336-84 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-88) Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы

ГОСТ 27436-87 Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений

ГОСТ 27472-87 Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования безопасности

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 41.7-99 (Правила ЕЭК ООН № 7) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подфарников, задних габаритных (боковых) огней, стоп-сигналов и контурных огней механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов

ГОСТ Р 41.13-99 (Правила ЕЭК ООН № 13) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М, N и О в отношении торможения

ГОСТ Р 41.23-99 (Правила ЕЭК ООН № 23) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения задних фар механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 41.91 -99 (Правила ЕЭК ООН № 91) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения боковых габаритных фонарей для механических транспортных средств и их прицепов

ГОСТ Р 50409-92 Генераторы пены средней кратности. Технические условия

ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования

ГОСТ Р 50588-93 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 51318.12-99 (СИСПР 12-97) Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от самоходных средств, моторных лодок и устройств с двигателями внутреннего сгорания. Нормы и методы испытаний

ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств — источников индустриальных радиопомех

ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний

ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки

ГОСТ Р 52033-2003 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002 и следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 пожарная автолестница; АЛ: Пожарный автомобиль со смонтированной на его шасси механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

3.2 базовое шасси: Шасси автомобиля, на котором монтируются все элементы конструкции АЛ.

3.3 несущая рама: Основание, крепящееся к раме базового шасси, на котором устанавливаются все основные элементы конструкции АЛ.

3.4 лестница (пакет колен): Основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения АЛ.

3.5 подъемно-поворотное устройство: Устройство, обеспечивающее подъем лестницы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.

3.6 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие устойчивость АЛ при работе.

3.7 люлька: Устройство, обеспечивающее эвакуацию людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара и устанавливаемое на вершине лестницы стационарно или быстросъемно.

3.8 лифтовая система (лифт): Устройство, обеспечивающее подъем и опускание людей при неподвижной лестнице по ее направляющим.

3.9 ловитель лифтовой системы: Устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.

3.10 система блокировки упругой подвески: Устройства, предназначенные для блокировки заднего моста базового шасси с его рамой.

3.11 гидравлическая система: Силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования исполнительных механизмов АЛ, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах.

3.12 механизм бокового выравнивания (горизонтирования) АЛ: Механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное устройство АЛ в горизонтальное положение.

3.13 аварийный привод: Система механизмов, предназначенная для приведения АЛ из рабочего в транспортное положение в случае неисправности основного гидропривода или двигателя шасси.

3.14 пульт управления; ПУ: Устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением лестницы (люльки) и состоянием основных элементов конструкции АЛ при ее работе.

3.15 основной пульт управления: Пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном основании.

3.16 дополнительный пульт управления: Пульт управления, расположенный в люльке.

3.17 ограничитель рабочего поля движения лестницы (люльки): Устройство, предотвращающее возможность вывода лестницы (люльки) АЛ за границу ее рабочего поля.

3.18 ограничитель лобового удара: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.

3.19 ограничитель грузоподъемности: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ в случае превышения грузоподъемности лестницы (люльки).

3.20 счетчик моточасов: Устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов АЛ.

3.21 длина лестницы (пакета колен): Расстояние от нижней до верхней ступени, измеренное вдоль лестницы.

3.22 высота подъема: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (до пола люльки).

3.23 вылет: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до вертикальной оси, проходящей через верхнюю ступень лестницы (наружный край люльки).

3.24 рабочее поле (зона досягаемости): Зона, очерченная вершиной лестницы (внешним краем люльки) при маневрировании ею с максимальными допустимыми значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности.

3.25 угол подъема лестницы: Угол между горизонтальной плоскостью и продольной осью лестницы.

3.26 поперечный угол наклона АЛ: Угол между горизонтальной плоскостью и опорной поверхностью.

3.27 ширина опорного контура: Расстояние между осями двух противоположных относительно продольной оси АЛ выносных опор.

3.28 время маневра: Промежуток времени с момента перемещения рукоятки органа управления соответствующим маневром АЛ из нулевого положения в максимально крайнее до момента достижения соответствующим элементом изделия требуемого положения.

3.29 полная масса: Масса АЛ в полностью заправленном состоянии, укомплектованной пожарно-техническим вооружением (ПТВ), инструментом и запасным колесом с боевым расчетом и водителем.

3.30 грузоподъемность: Максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена лестница (люлька) АЛ для конкретного вылета.

3.31 грузовая статическая устойчивость: Способность АЛ противодействовать силам, стремящимся ее опрокинуть (силам, возникающим при действиях боевого расчета, массе груза, силам инерции, ветровой нагрузке и т. д.).

3.32 коэффициент грузовой устойчивости: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой АЛ, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.

3.33 коэффициент поперечной статической устойчивости: Отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс АЛ в транспортном положении.

3.34 динамическая устойчивость: Соответствие АЛ требованиям безопасности при движении по дорогам общего пользования с максимально допустимой скоростью.

3.35 конструкционная прочность: Способность АЛ сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.

3.36 прогиб лестницы: Разность по высоте расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой — разность по высоте расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).

3.37 статические испытания: Испытания АЛ путем статического приложения нагрузки, на 50 % превышающей допустимую грузоподъемность.

3.38 динамические испытания: Испытания АЛ путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10 % превышающей допустимую грузоподъемность.

4 Классификация и основные параметры

4.1 АЛ в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью выдвинутой лестницы следует изготовлять следующих типоразмеров:

АЛ 10-15 — с высотой подъема лестницы 10-15 м;

АЛ 16-20 » » » » 16-20 м;

АЛ 21-25 » » » » 21-25 м;

АЛ 26-31 » » » » 26-31 м;

АЛ 32-40 » » » » 32-40 м;

АЛ 41-52 » » » » 41-52 м;

АЛ 53-60 » » » » 53-60 м.

По заказу потребителя допускается изготовление АЛ с рабочей высотой более 60 м с параметрами, соответствующими техническим условиям на конкретную модель.

4.2 Исполнения АЛ должны соответствовать указанным в таблице 1.

Таблица 1

1 АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом

2 АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы

3 АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице

4 АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице

Источник

Adblock
detector