Кресло 19 20 век

Кресло 19 20 век

Сегодняшний пост об очень интересных и, кажется, сугубо английских креслах. Название довольно сложно перевести правильно, тем более, что названий несколько — и все несут некую неоднозначность. Кстати, если среди моих френдов есть люди на «отлично» знающий аглицкий язык — приму варианты перевода 🙂 .

Грубо говоря Corner Chair — можно было бы перевести как «угловое» кресло, но тут мы попадаем в ловушку перевода — угловое вовсе не означает, что оно должно стоять в углу. Второе название — Roundabout — тоже неоднозначно — карусельное (?) или вообще странно — обходное (?).
Суть в том, что вокруг этого кресла и так много всяких историй и не хотелось бы загонять его в угол. 🙂

В среде историков мебели бытует мнение что такая форма кресла возникла из весьма специфических потребностей дворянина — действительно, на таком кресле удобно сидеть не отстегивая шпагу. Пожалуй это все же миф. Тем не менее кресло это — очень практичное изобретение. Золотым веком углового кресла можно считать век восемнадцатый, и — прежде всего — это Англия — и опять — это — территория библиотеки! В Колониях это кресло называли «курительным». Поначалу использовали его в библиотеках и кабинетах именно как рабочее, как сегодня сказали бы, «офисное» кресло. Оно очень удобно для того чтобы например одновременно вести записи и общаться с гостем, не поворачивая кресло каждый раз когда нужно отвлечься. Кстати, именно эта возможность кресла потом была использована в салонах — сидящий на нем мог общаться одновременно с несколькими людьми, просто разворачиваясь в сторону очередного собеседника.

Первые угловые кресла появились в Британии во времена Вильяма и Мери (опять, как и в случае крылатых кресел — голландское влияние) :

По настоящему в моду они вошли уже в эпоху королевы Анны — кстати, обратите внимание на «испанские» ножки вот этого кресла:

Интересно, что высокая спинка — наблюдалась тоже почти исключительно в аннинскую эпоху — это 1710 год:

Источник



Русские антикварные кресла

В отличие от коллекций фарфоровых чашек, монет, марок или предметов живописи, частных коллекций кресел не создают. К ним относятся как к предметам интерьера и рассматривают их с позиции красоты, удобства и сочетания с другой мебелью.

Кресло с василисками. Россия. 1820-е. Красное дерево, резьба. Принадлежало Энгельгардтам. «Русская усадьба»

Обладатели коллекций старинной мебели заботятся в первую очередь не о нарядности или оригинальности кресел, а о том, чтобы они удачно вписались в уже сложившийся стиль комнат. Исходя из этого, не очень понятно, как можно говорить о креслах отдельно от столов, стульев, комодов, секретеров, шкафов, бюро. Однако, само по себе, старинное кресло — произведение искусства.

Многие из них были созданы замечательными мастерами мебельного искусства по проектам известных архитекторов, таких как Растрелли, Воронихин, Росси, Стасов. История изменения формы и декора кресел богата на события так же, как и любых других произведений декоративно-прикладного искусства. Эти изменения ясно и отчетливо вписываются в схему развития исторических стилей. Поэтому уместно поговорить о них, чтобы дать рекомендации начинающим коллекционерам для ориентации в огромном мире кресел — разных времен и, на первый взгляд, схожих друг с другом.

Главная составляющая ценности кресла — его уникальность. Что в свою очередь связано с возрастом предмета. Самое древнее из известных русских кресел было создано в конце XVI века и хранится в Государственном историческом музее. В допетровской Руси для сидения в основном использовались скамьи, а кресла непосредственно ассоциировались с троном, престолом, а, значит, высшей светской либо духовной властью. Поэтому кресла в те времена встречались только в царских или патриарших палатах, реже — в домах высшей боярской знати. Естественно, кресла той эпохи относятся к уникальным предметам и, если они появятся в каком-либо антикварном салоне, то, несмотря на внешнюю простоту и неказистость, будут стоить дорого — несколько десятков тысяч долларов. Интересуются подобными вещами только профессиональные коллекционеры, знатоки мебели и музеи.

При Петре I к креслу перестали относиться как атрибуту власти и могущества, их стали причислять к предметам комфорта, очень удобным в пользовании. Сохранившиеся кресла петровского времени повторяют формы английской и голландской мебели. В них минимум украшений, ощущается даже некий аскетизм эпохи, когда больше думали о пользе, надежности и удобстве, нежели красоте и изысканности. Кресел начала XVIII века сохранилось больше, чем века XVII, но появление их в антикварных салонах — большая редкость, цена зависит от прихоти антиквара, что обусловлено единичностью и уникальностью этих предметов. Установить их фиксированную рыночную стоимость невозможно.

Из книги в книгу кочует рассказ Екатерины II о том, что во времена правления Елизаветы Петровны в роскошных царских дворцах катастрофически не хватало мебели. Стулья, кресла, столы, кровати кочевали из резиденции в резиденцию вместе с Двором. Этот факт отчасти подтверждает относительно небольшое количество мебели, сохранившееся с того времени. Но, в отличие от петровской мебели, кресла эпохи дворцовых переворотов изысканны и нарядны. Например, мягкие, золоченые кресла, выполненные по рисункам Растрелли.

Кресло. Россия. Первая четверть XIX в. Тополь, резьба. «Акант»

К 1720–1730-м годам относится березовое кресло, представленное в антикварном салоне «Русская усадьба». В этом предмете гармонично сочетаются две, казалось бы, разные традиции: барочная форма английской мебели времен королевы Анны и роспись в стиле шинуазри, имитирующая китайские образцы расписанных золотом черно-лаковых изделий. В отличие от подобных английских кресел, изготавливаемых из красного дерева или ореха, этот предмет сделан из березы, и, в соответствии с русскими вкусами, окрашен. Тем самым за слоем краски и золоченой резьбы скрылась текстура самого дерева.

В соответствии с иными канонами было изготовлено ретирадное кресло (кресло-клозет), относящееся ко второй четверти XVIII века. В качестве образца для его создания была взята опять же английская барочная мебель. Однако для изготовления этого кресла использовали массив красного дерева, как было принято в Англии. Подобные кресла имели два назначения: — непосредственно для сидения, в случае надобности — как кресло-туалет. Под съемным мягким сиденьем в массиве красного дерева имеется круглая прорезь, под которую ставилась керамическая ваза-горшок. О том, что такие кресла не были для России в диковинку, свидетельствуют аналогичные дубовые предметы из собрания музея-усадьбы «Кусково».

В годы правления Екатерины II, которая сама имела хороший вкус и проявляла интерес к создаваемой мебели, ее производство было возведено в ранг искусства. Еще со времени царствования Елизаветы Петровны архитекторы занимались не только строительством зданий, но и созданием парадных интерьеров. В их обязанности входило и проектирование мебели. Это связано с тем, что в России еще не сложился институт художников-декораторов, как это было во Франции.

Мебельные мастерские еще не достигли того уровня развития, когда сами могли без посторонней квалифицированной помощи предложить заказчику мебель, которая соответствовала бы архитектурному стилю интерьера. Бытовавшее при Екатерине правило, когда продумывалось все сооружение комплексно и оформлялось его внутреннее пространство, становится нормой. Может быть, в этом кроется причина того, что один из лучших мебельщиков своего времени Давид Рентген, так и не стал придворным мебельщиком. При этом многие предметы этого периода созданы по проектам архитекторов Ринальди и Камерона.

Большое внимание зодчие придавали проектированию именно кресел. В их формах в равной степени прослеживаются английское и французское влияния. Из Франции пришли полосы резного орнамента, обрамляющие конструктивные детали — мягкую спинку, локотники, царгу. Также заимствованы кубообразные утолщения в местах соединения ножек с сидением, декорированные резной розеткой. Для английских кресел характерна большая легкость, изящество. Такие предметы в большом количестве представлены в экспозициях царских дворцов, однако на антикварном рынке их нет.

Читайте также:  Без кресла с 7 лет закон принят

Кресло. Россия. Начало XIX в. Красное дерево, резьба, фанеровка, токарная работа. «Петербургская классика»

В последней четверти XVIII века русские аристократы, следуя примеру Екатерины II, занялись обустройством своих имений. На исходе века в крупных усадьбах работали уже не отдельные мастера-мебельщики, а целые мебельные мастерские. Наличие собственных мастеров позволяло создавать предметы в соответствии со вкусом и прихотью хозяина. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и видов провинциальной мебели.

Ярким и самобытным явлением конца XVIII века стали работы московских мастеров. В креслах этих мебельщиков соединились веяния раннего классицизма с традицией резьбы и золочения русских умельцев. Лучшие образцы таких кресел находятся в московских музеях-усадьбах и Государственном историческом музее. Их отличает крупная фактурная золоченая резьба деревянных частей, сочетающаяся на французский манер с мягким сиденьем и спинкой.

В это же время большой популярностью пользовались изделия из нетрадиционного для мебели материала — железа. Их изготовлением славились тульские оружейные мастера. Но все перечисленные виды кресел составляют скорее музейную, чем антикварную ценность. Это связано с тем, что мебель второй половиныXVIII века создавалась для помещений, которые имели иное функциональное значение, нежели современные. Большие и тяжелые кресла времен барокко и раннего классицизма размещались вдоль стен парадных залов. Они были рассчитаны на обзор с лицевой стороны и хорошо смотрятся лишь в больших помещениях, что не совсем сообразуется с пространством современных помещений.

На рубеже XVIII–XIX веков мебельное дело России вступило в полосу своего расцвета. В это время черты своеобразия русской мебели воплотились в стиле, получившем название «русский жакоб», — одном из первых достижений «золотого века» отечественного мебельного искусства. Российскими мастерами был создан совершенно оригинальный стиль, хорошо узнаваемый, отличающийся от зарубежных образцов, хотя и обладающий общими с ними чертами. Художественный эффект этой мебели строился на сочетании красиво подобранной древесной текстуры и золоченых накладок, подчеркивающих геометрически ясные формы. Легкие кресла в стиле «русский жакоб» соразмерны человеку. Они кажутся уместными и сегодня, настолько целесообразны и привлекательны. Эти предметы были популярны в начале и последней четверти XIX века, пользуются большим спросом и в наше время. Интерес к подобным креслам настолько велик, что в антикварных салонах они появляются уже не так часто, как раньше, и долго не задерживаются.

Появление стиля «русский жакоб» совпало с началом больших изменений в повседневной жизни русского дворянства. Роскошный век пышных дворцов, парков и праздников прошел. Вместо придворных Екатерины II, обладавших несметными богатствами, на первый план вышло среднее дворянство. Жизнь которого протекала не во дворцах, а имениях, просто и со вкусом обставленных более простой и скромной мебелью. Это были предметы, покрытые шпоном красного дерева, карельской березы и тополя. Мебельщики научились тонко обыгрывать цвет натурального дерева и красоту его фактуры. Характерная черта мебели этого времени — особая пластичность. Сегодня она пользуются большим спросом, поскольку хорошо вписывается в интерьеры, придает им особую теплоту звучания, чрезмерно не акцентируя на себе внимание.

Кресло в стиле модерн. Россия. Нач. XX в. Крашеное дерево. «Три века»

Достигла своего расцвета система совместного творчества мебельных мастеров и ведущих архитекторов. В начале XIX века в Петербурге существовала практика, когда столичные мебельные мастерские производили продукцию на основе договоров, заключенных со Строительной комиссией дворцового ведомства, которая возглавлялась архитектором, отвечавшим за комплексное решение вверенного ему объекта. По сути, получалось так, что мебельные мастера уделяли внимание качеству сделанных ими предметов, а авторами эскизов были архитекторы. Они же имели большой опыт работы над созданием произведений декоративно-прикладного искусства. Например, Воронихин, Тома де Томон, Росси начинали карьеру в качестве художников Императорского фарфорового и стеклянного заводов. Для них создание эскизов мебели было одним из обязательных направлений профессиональной деятельности, а хорошая выучка и разностороннее образование позволили находить нестандартные решения форм кресел, выдержанных в рамках классицистической традиции. Лучшие русские архитекторы создали свой художественный язык и выработали индивидуальный почерк, сформировав «лицо» русской мебели «золотого века».

Своеобразие переосмысления архитектурных идей в предметах мебели видно на примере тополевого кресла из антикварного салона «Русская усадьба», предположительно выполненного по эскизам Росси. Спинка кресла создана как вариация на тему ионической колонны, что говорит о своеобразном родстве архитектуры и мебельного искусства.

Чаще всего эпоха правления Александра I ассоциируется со стилем ампир. Этот стиль пришел в Россию из наполеоновской Франции. Его идеологом стал художник Давид. В мебель и архитектуру он был внедрен архитекторами Персье и Фонтеном. Ампир — это очередное переосмысление античного наследия имперского Рима. В России ампир стал официальным стилем империи, но это было не слепое копирование французских образцов, а русская вариация на заданную тему, что хорошо видно на примере кресел-корытец, которые были очень популярны в первой трети XIX века.

Мотив кресла-корытца восходит к древнеримским креслам, но русские мастера заимствовали форму не у римлян, а взяли за образец тип кресла-гондолы, разработанного в начале XIX века французскими мастерами. Но благодаря жесткой фанерованной спинке русский вариант кресла оказался ближе к римскому прообразу, нежели французский.

Кресло в стиле модерн. Нач. XX в. Россия. Дуб, маркетри. Золотое руно

Логика развития русского жилого интерьера была направлена на создание все более уютных помещений. Следуя этим тенденциям, мастера-мебельщики стали создавать еще более легкие, изящные и удобные в пользовании предметы мебели. Так в 1820-е годы появились кресла с выразительным профилем, рассчитанные на обзор с боков. Их уже не обязательно было приставлять к стене, а можно помещать в излюбленных местах комнат: у окна, возле камина, чаще всего — в кабинете.

Замечательный образец подобной мебели — кресло с василисками из дома Энгельгардтов.

Это время характерно появлением изделий из ранее непопулярных пород дерева, в частности, волнистой берёзы и клёна.

Однако уже к середине 1820-х годов все возможности классицизма и ампира были исчерпаны. В поисках вдохновения архитекторы, художники и мастера-мебельщики обратились к русскому и западноевропейскому средневековью, прежде всего, к готике. Однако в отличие от предыдущих эпох становления больших стилей интерес к готике не был обоснован идеологически. Он не коснулся всех сторон жизни общества (правил повседневного поведения, литературы, философии, образа жизни), а приобрел поверхностный, чисто эстетический характер развития. Это не могло в полной мере отразиться на созданных в неоготическом стиле предметах. В них не было конструктивной завершенности, внутренней убедительности существования. Весь изысканный декор, необычные формы делали неоготические кресла похожими на предметы декораций, а не на вещи, в окружении которых было бы приятно и удобно жить.

Неудивительно, что вскоре на смену неоготике пришло увлечение русской крестьянской мебелью, затем — необарокко, вторым рококо, восточными мотивами, затем последовало очередное увлечение мебелью времен Возрождения — классицизм.

Чехарда поисков вдохновения путем обращения к различным историческим стилям длилась несколько десятилетий. В последнее время этот период стали называть господством стиля «историзм», ранее же использовали слово «эклектика». В годы его господства было создано огромное количество интересных кресел, однако так и не появилось ни одного шедевра. Все эти предметы свидетельствуют о постепенном упадке мебельного искусства.

Читайте также:  Бьет кресло в машине

В середине XIX века все актуальнее становится проблема не создания шедевров, а удешевления мебельного производства. Самым значительным событием в истории мебели этого периода стали новшества Тонета. Он разработал фабричный метод производства мебели из гнутой древесины. На своих предприятиях он наладил выпуск дешевых кресел в огромных количествах. Тогда же началось производство шаблонной массовой мебели, претендующей на роскошь, но изготовленной с использованием дешевых технологий.

Один из ее вариантов — «кутанная» мебель, где деревянный каркас был скрыт под сплошной обивкой. К концу 19 века подобная мебель распространилась повсеместно.

Ответом на засилье дешевой фабричной мебели стал модерн. Но он был, прежде всего, стилем художников, а не мастеровых-мебельщиков. Поэтому изящная и красивая мебель в стиле модерн часто была не столько совершенна технологически, сколько интересна в художественном плане. Ее конструктивные недостатки и технологические просчеты стали особенно заметны в наши дни, когда изделия первой четверти 19 века часто оказываются более пригодными для пользования, чем кресла, созданные мастерами модерна.

Последним же большим стилем предреволюционной России стал неоклассицизм, развивавшийся в направлении использования классических тенденций в развитии современного мебельного искусства и буквального воспроизведения образцов старой ампирной мебели. К сожалению, сегодня нередки случаи, когда кресла, выполненные в стиле неоклассицизма, представляют как предметы первой четверти XIX века. Здесь требуется особое внимание, чтобы не ошибиться.

В России много антикварных салонов, которые специализируются на мебели. Однако большинство из них ограничивает свой интерес определенным историческим периодом. Например, в антикварных салонах «Русский модерн» и «Золотое Руно» преимущественно представлены изделия русских мебельщиков начала XX века. А «Русская усадьба» и «Старинный интерьер» предпочитают заниматься предметами, изготовленными до середины XIX века. Название антикварного салона «Три века» говорит само за себя, здесь можно найти кресла начала XIX века, которые мирно уживаются с предметами времен историзма и модерна. Есть и магазины, в которых систематической работы по проведению экспертизы и реставрации мебели не ведется совсем, а сами они больше походят на склад старинных предметов, нежели на респектабельный антикварный салон. В Москве так выглядит отдел мебели магазина «Акант ЛТ».

Стоимость кресла может быть самой разной — от двухсот до ста тысяч долларов. Дороже всего стоят предметы времен классицизма и ампира. Цена зависит от времени создания, сохранности, художественных достоинств, мастерской, в которой кресло было создано, истории самого предмета. Стоимость кресла может значительно увеличиться, если на нем будет обнаружена марка дворцового управления или оригинальная подпись известного мастера.

Знатоки и коллекционеры мебели предпочитают покупать еще нереставрированные кресла. Они хотят видеть предметы в том виде, в каком они дошли до наших дней. Это логично и разумно, поскольку сейчас искусство реставрации достигло такого уровня, что даже полусохранившийся предмет можно довести до идеального состояния. Правда, обновленные предметы сразу теряют изначальную красоту и привлекательность. Существует даже специальный термин «зареставрированная мебель». В старом предмете должны оставаться следы времени, свидетельствующие о прошедших эпохах и его почтенном возрасте.

Источник

Кресло

Курьерская компания по городу: 500 руб. по стране: 1500 руб.

Курьерская компания по городу: 500 руб. по стране: 1500 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 1 руб. по стране: 1 руб.
Комментарий: Доставка рассчитывается индивидуально для каждого лота.

Курьерская компания по городу: 1200 руб. по стране: 1500 руб.
Комментарий: по тарифам транспортных компаний

Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: Доставка по договоренности

Почта России по городу: 478 руб. по стране: 11978 руб. по миру: 11978 руб.
Комментарий: почтовые всего 478 руб за кг в сборной коробке от 5 лотов или оплата за отдельную высылку по всей РФ = 9978 руб

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 2000 руб.

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 2000 руб.
Комментарий: По тарифам Тр. Компсний.

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 1000 руб.

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 2000 руб.
Комментарий: По тарифам транспортных компаний за счёт покупателя.

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 2000 руб.

Почта России по городу: 0 руб. по стране: 0 руб. по миру: 0 руб.
Комментарий: ПО ТАРИФАМ ПОЧТЫ

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 6000 руб.

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 1200 руб.
Комментарий: по тарифам ТК ПЭК

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: оплата по месту

Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ ЗА СЧЕТ ПОКУПАТЕЛЯ

Другие способы/по договоренности по городу: 1000 руб. по стране: 2500 руб. по миру: 10000 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 500 руб. по стране: 800 руб. по миру: 2000 руб.

Курьерская компания по городу: 1000 руб. по стране: 3000 руб.
Комментарий: Ориентировочно

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 100 руб.

Курьерская компания по городу: 1000 руб. по стране: 2000 руб.

Почта России по городу: 100 руб. по стране: 150 руб.

Курьерская компания по городу: 1 руб. по стране: 1 руб. по миру: 1 руб.
Комментарий: По тарифам ТК

Другие способы/по договоренности по городу: 1 руб. по стране: 1 руб.
Комментарий: Доставка рассчитывается индивидуально для каждого лота.

Другие способы/по договоренности по городу: 1 руб. по стране: 1 руб.
Комментарий: Доставка рассчитывается индивидуально для каждого лота.

Почта России по городу: 500 руб. по стране: 500 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ ОПЛАЧИВАЕТ ПОКУПАТЕЛЬ

Другие способы/по договоренности по городу: 1500 руб. по стране: 7000 руб. по миру: 25000 руб.

Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: по тарифам ТК ПЭК

Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: по тарифам ТК ПЭК

Курьерская компания по городу: 1500 руб. по стране: 5000 руб.
Комментарий: возможен самовывоз

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 2000 руб. по миру: 0 руб.
Комментарий: отправка только Деловыми линиями за счет покупателя.

Курьерская компания по городу: 100 руб. по стране: 2000 руб.
Комментарий: Доставка Деловыми линиями

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 0 руб.
Комментарий: по тарифам ТК ПЭК

Почта России по городу: 350 руб. по стране: 350 руб.

Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 1500 руб.
Комментарий: по тарифам ТК ПЭК

Почта России по городу: 150 руб. по стране: 150 руб.

Курьерская компания по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб.
Комментарий: От 1500

Другие способы/по договоренности по городу: 1500 руб. по стране: 1500 руб.
Комментарий: От 1500

Другие способы/по договоренности по городу: 1 руб. по стране: 1 руб.
Комментарий: Доставка рассчитывается индивидуально для каждого лота.

Почта России по городу: 400 руб. по стране: 400 руб.

Курьерская компания по городу: 1200 руб. по стране: 9000 руб. по миру: 13000 руб.
Комментарий: Комментарий: Стоимость доставки установлена ориентировочно. Доставка по тарифам Почты России. Остаток средств за доставку возвращаю на карту банка или телефон по согласованию.

Источник

Кресло 19 20 век

Вообще, советская мебель 60-х годов, как свидетельствуют этикетки на нижних поверхностях стульев, царгах кресел и изнанке шкафов — обычно не советская по происхождению. Предметы из московских, ленинградских, киевских квартир того времени произведены чаще всего в странах Восточной Европы — ГДР, Чехословакии, Польше, Румынии, реже Венгрии и Югославии. Встречается и финская мебель. Предметы местного производства не составляют и четверти от общего количества. Советский жилой интерьер 60-х годов, так хорошо знакомый нам по детским воспоминаниям, такой, казалось бы, родной, в основном состоял из импортной мебели.

Читайте также:  Подставка для ног к крутящемуся креслу

До середины XX века страны Восточной Европы играли важную роль в мировой истории интерьерного искусства. Но когда опустился «железный занавес», их контакты с западными соседями сократились. А поскольку историю дизайна создавали кураторы и хранители западных (в основном американских) музеев, дизайн середины — второй половины XX века в странах — сателлитах СССР долго оставался в этой истории белым пятном, которое начинает заполняться только сейчас.

Современный покупатель хочет, чтобы мебель была старой, но выглядела как новая

А дизайн там был прекрасный. После разделения Германии в ее восточной части оказалась легендарная дрезденская фабрика «Хеллерау», колыбель Веркбунда, где в 50-е работали выпускники Баухауза Ханс Эрлих и Сельман Сельманагич (его кресло из гнутой фанеры часто встречается в республиках бывшего СССР). Чехословакия сохраняла преемственность с богатейшей традицией мебельной индустрии Австро-Венгерской империи. Деловые связи с Австрией сохранялись и в эпоху холодной войны, что делало возможным лицензионное производство на чехословацких фабриках мебели, спроектированной Освальдом Гердтлем в Вене. Молодые дизайнеры Чехословакии — Мирослав Навратил, Франтишек Ирак, Иржи Ироутек, Антонин Шуман — блистали на выставках рубежа десятилетий, особенно ярко — на брюссельской Всемирной выставке 1958 года. Чехословакия тогда привлекла такое внимание прессы и собрала столько наград, что интерьерный стиль, известный в США как mid-century modern, чехи и сейчас называют «брюссельским».

В СССР в конце 50-х годов разворачивалось грандиозное строительство типовых домов с маленькими квартирами. Помещения в них были настолько меньше, чем раньше, что мебель, выпускавшаяся тогда советскими фабриками, попросту не помещалась в них. Нужна была новая мебель, и всего за несколько лет советские дизайнеры спроектировали сотни ее моделей, которые, судя по фотографиям в журналах и выставочных каталогах, выглядели очень достойно. Благодаря командировкам и выставкам иностранной мебели, которые в СССР с середины 50-х годов проходили регулярно, дизайнеры нашей страны были хорошо осведомлены о том, что происходит в мире. Лучшие образцы советского фарфора периода «оттепели» (например, статуэтки Левона Агаджаняна, работавшего на Рижском фарфоровом заводе) сделаны под сильным впечатлением от чехов и поляков. Исключительно хорош фарфор тех лет, особенно мелкая пластика, балансирующая на грани абстракции: статуэтки Ярослава Ежека для завода в Лучках в Чехословакии, Любомира Томашевского и Хендрика Едрасяка для Хмелёвского завода в Польше.

Рассчитанная на массового покупателя мебель проектировалась дешевой. Соединения на шипах заменяли винтовыми, массив дерева — фанерой. Квалифицированного ручного труда требовалось минимум. Из-за этого валовые показатели у мебельных фабрик неизбежно падали, даже если предметов они производили больше. Поэтому их администрация не жаловала передовой дизайн, и новая мебель в СССР, по крайней мере до середины 60-х, не производилась массовыми тиражами.

Это не позволяло отладить технологии, и те предметы, что все-таки удавалось выпустить, часто сделаны на удивление грубо. Детали соединяются винтами с избыточным запасом прочности, из-за чего мебель бывает чудовищно тяжела. Ручки дверец вращаются вокруг своей оси. Деревянные поверхности, скрытые от глаз, угрожают пытливому исследователю занозами. Это хороший дизайн, но, как правило, плохо сделанные вещи.

Впрочем, у некоторых советских заводов культура производства была на высоком уровне. Точнее, у прибалтийских. В 60-е годы Прибалтика была для СССР «внутренним Западом». По кривым улочкам германских городов большинство советских граждан прогуляться и не мечтали, поэтому бродили в основном по таллинским, а вместо венских и парижских кафе сиживали в вильнюсских. Дизайнеры мебели тоже были вовлечены в эту игру: проектировать вещи, которые будут в метрополии предметом вожделения, стало для них делом престижа. И у них получалось: московские дизайнеры 60-х годов были очарованы прибалтийскими интерьерами и мебелью. Эта мебель, правда, в основном в Прибалтике и осталась, и теперь ее чаще можно встретить в продаже в еврозоне, чем у нас. Однако два гарнитура рижских фабрик встречаются в России.

Как уже говорилось, история интерьерного дизайна середины XX века в Восточной Европе пишется только сейчас. В 2011 году, когда я покупал в Москве пару чешских стульев, о том, что их автор Освальд Гердтль, не знали и в самой Чехии. Энтузиасты из Восточной Европы, коллекционеры винтажной мебели, в последние несколько лет провели большую работу, установив авторство многих привычных предметов, о которых раньше и не думали, что у них есть какой-то дизайнер. Да и представить себе еще пять лет назад, чтобы румынские кресла и югославские подсервантники продавались по таким ценам, за какие они уходят сегодня, никто не мог. Люди, которым старая мебель доставалась в наследство, воспринимали ее как обузу и были рады избавиться от нее за символическую плату, а то и «за самовывоз». Их много и сейчас, но рынок стерегут профессиональные продавцы, быстро скупая все ценное.

Но даже очарованный винтажной мебелью современный покупатель хочет, чтобы она хоть и была старой, но выглядела как новая. Лак с нее беспощадно соскабливают и заменяют новым, наполнитель и обивку тоже меняют. Более бережная реставрация обошлась бы существенно дешевле. Парадоксально, но вещи растут в цене за счет того, что лишаются самого ценного — потертостей и царапин, свидетельствующих об их почтенном возрасте, обивочной ткани, полвека назад снятой с производства, конского волоса в наполнителе — и становятся похожи на современные копии самих себя, выполненные в новых материалах.

Говорят, что растущий спрос на винтажную мебель — часть стратегии «осознанного потребления». Мне кажется, уместней говорить о присвоении. Современный горожанин отчужден от мира: он плохо помнит, как выглядят предметы, окружающие его в быту, дома не отличает друг от друга и не замечает подмены, когда на месте старого появляется новый. У него есть страсть к приобретению, но нет привязанности к самим вещам, для него они — лишь инструменты социализации. Но происходит пробуждение, и горожанин узнает, что каждый предмет имеет возраст и судьбу. По-настоящему владеешь лишь тем, что любишь, а любить можно лишь то, что знаешь.

РЕКОМЕНДАЦИЯ

У некоторых восточноевропейских торговцев винтажной мебелью (например, Nanovo, Design Robot, Patyna) есть свои сайты, но большинство просто размещает объявления о продаже на международных платформах вроде Pamono, Vintage, Design-market. С этих сайтов черпают сведения и российские торговцы винтажной мебелью, основа коллекций которых — импорт советского времени. Цены они выставляют, ориентируясь на восточноевропейский рынок. Стулья Антонина Шумана и Мечислава Пухалы стоят сейчас в Москве столько же, сколько в Праге и Варшаве.

Поиск и продажа винтажных вещей — не единственное занятие продавцов. Большинство из них еще и профессиональные реставраторы. Обычно у них нет ни шоурума, ни сайта, а информацию они распространяют в соцсетях (у всех есть аккаунт в «Инстаграме»). Самые известные продавцы в Москве — Александра Аргунова, Дина Гусева, Мария Водолацкая.

Источник

Adblock
detector