Кресло короля как называется

Камергер стула: как жил личный подтиратель задницы короля

Какой бы фрустрирующей ни была ваша работа, вряд ли она сравнится с ремеслом камергера стула. Этот человек был обязан следить за чистотой королевского афедрона, или, попросту говоря, подтирать Его Величеству задницу. Звучит как тягостный труд, предназначенный для раба, но в действительности об этом титуле мечтало большинство дворян. Грязная работенка, и никто не подаст тебе руки при встрече, но зато какие перспективы для лизоблюда!

Английские короли и низменные жидкости

Надо полагать, что у любого мало-мальски помпезного правителя был специальный слуга, который подтирал или подмывал ему зад. Например, китайский император Чжу Юаньчжан одним из первых оценил изобретение туалетной бумаги (она называлась «цао-чи») и заказал для своего двора 720 тысяч отменных ароматизированных листов. По всей вероятности, Сын Неба вряд ли опускался до подтирания, наверняка для этого служил специальный евнух.

Но у английских королей всегда были особые отношения с низменными жидкостями. Даже, можно сказать, сакральные. В старину считалось, что король Англии своим прикосновением способен лечить множество болезней: от поноса до ревматизма (но особенно золотуху). Феномен без всякой иронии носил гордое название «Королевское чудо». Собственно говоря, это было частью легитимности монарха — поверье пошло с языческих времен, но побороть его не удавалось вплоть до XVIII века. Сразу после коронации к Его Величеству подводили страждущего, правитель возлагал на него руки со словами «Король тебя коснется, Господь тебя излечит», и происходило чудо, подтверждающее богоизбранный статус правителя.

С годами эта фиксация на повелевании гуморами подданных дала странные плоды. Во времена абсолютизма английские короли потребовали создать для них особый трон, который подчеркивал бы их статус даже во время справления нужды. И такой трон был создан: в описи королевского имущества 1495 года указывается, что сей стул был изготовлен из драгоценной древесины, задрапированной черным бархатом и окаймлен шелком, а также снабжен двумя оловянными чашами и четырьмя ярдами коричневой ткани. Разумеется, к такому великолепию и слуга нужен был особый. Так в том же 1495 году появился титул «камергер стула».

Источник



Английское кресло с ушами: история и разновидности вольтеровского кресла

Даша Трилевич

Традиционное английское кресло с ушами ― это классика среди мебели. Рассказываем как выбрать, куда поставить и почему такое кресло приживется в любом интерьере.

Почему английское кресло носит имя Вольтера

Вольтеровское кресло ― это классика английского стиля. На деле, оно напоминает трон ― глубокое, с высокой спинкой, объемными подлокотниками и выступами в верхней части, напоминающими уши. Отсюда еще названия ― кресло с ушами или крылатое кресло «wing chair». Так его чаще называют на Западе.

Впервые вольтеровское кресло появилось в Англии XVII века для пожилых людей. «Уши» на спинке кресла защищали их от сквозняков. Чуть позже стало понятно, что кресло идеальная пара камину: длинная спинка надолго сохраняет тепло и защищает от искр поленьев. Из-за этого его также называют каминным. В России оно стало модным предметом интерьера в Екатерининскую эпоху и совпало с популярностью Вольтера. Тогда философ уже был болен и прикован к креслу. С тех пор за этим предметом мебели закрепилось название вольтеровское кресло. На самом деле оно и мало похоже на то, в котором сидел Вольтер.

Это интересно: Известная скульптура Гудона «Вольтер, сидящий в кресле» появилась по заказу Екатерины II. Сейчас мраморную скульптуру можно увидеть в Эрмитаже.

Скульптурный портрет вольтера в кресле гудона

Что отличает вольтеровское кресло от других: особенности

Розовое каминное кресло у обеденного стола

Размер. Почти все вольтеровские кресла габаритные. Основная деталь, которая придает креслу объем ― высокая спинка. Она предназначена для того, чтобы шея удобно лежала на кресле.

Крылья — ушки. Ушки по бокам кресла действительно напоминают крылья бабочки. Прямые, фигурные, с деревянной резьбой и всевозможным декором ― сегодня их множество видов и форм.

Читайте также:  Кресло kulik в спб

Невысокие выпуклые ножки. Как и с «крыльями», видов ножек каминного кресла много. Они могут быть различны как по материалу (деревянные, металлические, каучуковые), так и по форме (изогнутые, прямые, резные). Общий признак — все они невысокие.

Глубокое сиденье. Каминное кресло отличается своей глубиной, в первую очередь для удобства. В такое кресло легко сесть, и нет желания из него вставать.

Декор. Вольтеровское кресло помимо всего прочего отличает присущий только ему декор. Например, подлокотники по кругу декорируют строчкой декоративного молдинга, а спинки делают стеганными

Это интересно: Лев Толстой часто упоминал вольтеровское кресло в своих романах, что доказывает его давнюю популярность.

«Война и мир»: В дальнейшем «ушастое» кресло стало эволюционировать, приобретая черты нового времени – откидной столик для эпистолярного творчества, раскладную подножку для большего комфорта.

«Отрочество»: Бабушка со дня на день становится слабее; её колокольчик, голос ворчливой Гаши и хлопанье дверями чаще слышатся в её комнате, и она принимает нас уже не в кабинете, в вольтеровском кресле, а в спальне, в высокой постели с подушками, обшитыми кружевами.

Источник

История обычных вещей: классические кресла

История обычных вещей: классические кресла

Именно изощренному и капризному до моды королевскому двору Франции XVIII столетия мы обязаны рождением богатого типового спектра кресел для классического жилого интерьера. Здесь новые конфигурации появлялись по прихоти королевских особ, а также из-за строгой регламентации будничных развлечений. Так возникли оригинальные сидения для купания, для курения, для сидения у камина, для карточных игр, для беседы «тет-а-тет», для полуденного отдыха и т.д. Капризам королев мы обязаны появлению мягкой дополнительной подушки, получившей название «марципан», и кресла с абсолютно прямой, чуть отклоненной спинкой. Свои коррективы в дизайн мебели той эпохи вносила и мода: так дамские туалеты с широкими каркасными юбками сделали кресла значительно шире и глубже. В дальнейшем инициатива смешения типологий и орнаментальной декорации перешла уже в ведение знаменитых краснодеревщиков по всей Европе, впрочем, английские вельможи и мастера также вошли историю благодаря своим «инновационным» моделям.

Для того чтобы облегчить выбор классической мебели и разнообразить ваш искусствоведческий словарный запас, эксперты Abitant провели тщательную ревизию и подготовили максимально полный список типов классических кресел.

Кабриоль (Cabriolet). Тип легкого кресла, появившийся в эпоху правления Людовика XV (1723-1774). Отличается своей эргономично изогнутой спинкой. Первой вариацией было кресло со спинкой в форме виолончели, затем в более поздние эпохи «формат» был применен к традиционной прямоугольной форме, «медальону», «гондоле» и т.д. Получило свое название благодаря легкому транспортному средству конца XVIII века и предназначалось для размещения в центре комнаты.

Кресла Кабриоль (Cabriolet)

А-ля Рен (A la Reine, «а-ля королева»). Тип легкого интерьерного кресла, возникший во второй половине XVIII века по желанию королевы Марии Лещинской, супруги Людовика XV и получивший особую популярность во времена Людовика XVI (1774-1785). Его характерной чертой служит прямая чуть откинутая назад спинка «приталенной» формы. В противоположность Кабриолю размещалось вдоль стен.

Кресло А-ля Рен (A la Reine, «а-ля королева»)Кресло А-ля Рен (A la Reine, «а-ля королева»)

Бержер (Bergère). Эта вариация глубокого кресла с широкой спинкой также обязана своим появлением придворной моде, бытовавшей при Людовике ХV. Его отличительной чертой являются сплошные боковые стенки (от сидения до поручня), часто служащие естественным продолжением спинки кресла.

Кресла Бержер (Bergère)

Этот тип сидений получил несколько вариаций:
1. Бержер с ушами. Кресло с высокими сплошными боковыми стенками и своеобразными утолщениями-«ушами» на уровне завершения спинки.

Кресло "Бержер" с ушами

2. Бержер-гондоль. Кресло со сплошными стенками-подлокотниками и скругленной спинкой, напоминающее форму носовой части гондолы.

 Бержер-гондоль. Кресло со сплошными стенками-подлокотниками и скругленной спинкой, напоминающее форму носовой части гондолы.

3. Бержер Марии-Антуанетты. Высокое статное кресло со слегка изогнутой спинкой и низкими сплошными боковыми стенками, заканчивающимися подлокотниками.

Бержер Марии-Антуанетты. Высокое статное кресло со слегка изогнутой спинкой и низкими сплошными боковыми стенками, заканчивающимися подлокотниками.

4. Бержер с ламбрекеном. Кресло типа бержер, украшенное по краю обивки декоративным текстильным элементом.

Бержер с ламбрекеном. Кресло типа бержер, украшенное по краю обивки декоративным текстильным элементом.

5. Бержер-монгольфьер или Бержер Помпиду. Самое причудливое творение XVIII века, хорошо прижившееся в Англии. Это высокое кресло со сплошными стенками и полусферическим куполом.

Читайте также:  Днс тавда компьютерные кресла

Бержер-монгольфьер или Бержер Помпиду. Самое причудливое творение XVIII века, хорошо прижившееся в Англии. Это высокое кресло со сплошными стенками и полусферическим куполом.

Маркиз (Marquise). Тяжелое низкое кресло с невысокой спинкой, подлокотниками и самым широким сидением. Появилось в XVIII веке с возникновением моды на объемные кринолиновые и каркасные юбки.

Маркиз (Marquise). Тяжелое низкое кресло с невысокой спинкой, подлокотниками и самым широким сидением.

Монтеспан (Montespan). Комфортное кресло с дополнительной подушкой для сидения, набитой конским волосом. Появилось в 1720 году и увековечило имя одной из фавориток Людовика XIV – Франсуазы Монтеспан.

Дюшесс (Duchesse). Кресло для полуденного отдыха в положении полулежа, появившееся в эпоху Людовика XV веке и получившее в XIX веке название шезлонг (дословно «длинное кресло»). Его прообразом послужила кровать с ламбрекеном конца XVII столетия. В 1745-1780 дюшесс изготавливалась с глубокой изогнутой спинкой и подлокотниками бержер.

Дюшесс-«бато» (корабль). Длинное монолитное ложе с высокой спинкой с одной стороны и с небольшим бортиком с другой.

Имеет три вариации:
1. Дюшесс. Длинное монолитное ложе с высокой спинкой.
2. Дюшесс «разбитый». Кресло разбивается на две или три приставные части
3. Дюшесс-«бато» (корабль). Длинное монолитное ложе с высокой спинкой с одной стороны и с небольшим бортиком с другой.

Дюшесс «разбитый». Кресло разбивается на две или три приставные части

Косёз (Сauseuse, «болтунья»). Низкое тяжелое и широкое кресло для двух персон, придуманное в 1760 году.

Следует учитывать, что выше обозначенные типы кресел могли прекрасно уживаться и вместе. Так среди антикварной мебели и современных переизданий можно встретить «Бержер кабриоль монтеспан», «Кабриоль медальон», «Маркиз монтеспан» и т.д.

Шоффез (Chauffeuse). Миниатюрное низкое кресло для сидения у камина. Было придумано в эпоху Регентства. Спинка такого кресла, как правило, делалась сплошной и изогнутой по форме спины для защиты от сквозняков.

Шоффез (Chauffeuse). Миниатюрное низкое кресло для сидения у камина.

Конфидант (Confident). Салонный предмет мебели, представляющий собой два соединенных кресла для конфиденциальных бесед. Появилось во второй половине XIX века. В эпоху Наполеона III два кресла компоновались по диагонали при помощи S-образного изгиба.

Андискре (Indiscret, «бестактный, болтливый»). Это также творение эпохи Наполеона III, которое дополняет вариацию «конфидант» креслом для третьего участника разговора.

Будёз (Boudeuse, «фрегат»). Мебель для салона в форме двух кресел с одной общей спинкой.

Будёз (Boudeuse, «фрегат»). Мебель для салона в форме двух кресел с одной общей спинкой. Появилась в XIX веке.

Вольтер (Voltaire). Кресло с очень высокой спинкой и набивными подлокотниками, придуманное во времена короля Луи-Филиппа I (1830-1848) и получившее название в честь великого философа.

Вольтер (Voltaire). Кресло с очень высокой спинкой и набивными подлокотниками

Крапо (Crapaud, «жаба»). Маленькое низкое набивное кресло для сидения у камина со спинкой «гондоль». Ножки часто прикрываются бахромой или ламбрекеном. Позднее возникла и вариация кресла с полностью набивной базой-сидением. Появилось на свет также в эпоху Луи-Филиппа.

Крапо (Crapaud, «жаба»). Маленькое низкое набивное кресло для сидения у камина со спинкой «гондоль».

Крапо (Crapaud, «жаба»). Маленькое низкое набивное кресло для сидения у камина со спинкой «гондоль».

Честерфилд (Сhesterfield). Лорд Филип Стенхоуп (Philip Stanhope), четвертый граф Чистерфилд (1694-1773), потребовал у своих мастеров придумать кресло, которое подобало бы стати джентльмена и не мяло бы обшлага длинных сюртуков. Так на свет появились массивные кресла с прямыми спинками и крупными округленными подлокотниками. По настоянию же графа они были плотно набиты конским волосом и обтянуты кожей, которую фиксировали гвоздями с блестящими шляпками. Так на свет появился стиль декорации кресел и диванов Чистерфилд.

Источник

Кресло короля как называется

Мебель на одного человека, известна с глубокой древности; предполагают, что стул изобрели древние египтяне примерно пять тысяч лет назад. К скамейкам и табуретам они догадались приделать спинку — получился стул. Троны своих правителей они снабдили подлокотниками — получилось кресло .

Сиденья у египетских стульев были тростниковые, плетеные или деревянные, вогнутые, чтобы было удобно сидеть. Но самый красивый стул изобрели древние греки. Назывался он клисмос.

Дело, наверное, в том, что стулья у греков предназначались в основном для женщин. Мужчины сидячей позе предпочитали лежачую. Отсюда изящество и красота формы древнего стула. Две тысячи лет спустя мебельщики возродили клисмос, но добиться изящной античной простоты так и не смогли. У древних римлян сиденье служило атрибутом социального положения. Высший чиновник — курул, сидя на складном табурете, чинил суд и расправу. И куда бы он ни отправлялся, раб носил за ним этот табурет, который так и назвали курульным (по-латыни sella curulis).

Его отличительный признак Х-образные ноги на шарнире. Как правило, курульные табуреты были отделаны слоновой костью и золотом.

Читайте также:  Заглушка для кресла под ролик

Табуреты древнеримских курулов оказались очень живучи. По их типу полторы — две тысячи лет спустя сделаны были кресла Данте (XIII в.) и Савонаролы (XV в.).

Курульный табурет Патриарха всея Руси установлен в самом центре храма Христа Спасителя в Москве.

В Древнем Риме особо почитаемый гражданин обладал правом сидеть на биселлиуме (лат. bi-sellium, см.). Глава аристократического семейства во время приемов или праздников усаживался в домашний трон — солиум (solium), массивное мраморное седалище по типу императорского трона. Простому народу, плебсу, выбирать приходилось между колодой, камнем, табуретом и грубо сколоченной скамьей. Многими веками стул символизировал власть и престиж. Недаром в английском языке слово «chairmen» (председатель) переводится буквально как «человек стула». Лорды в британском парламенте снабжали свои стулья откидной доской с запором, чтобы никто не покусился на их место. В Древней Руси даже царь и бояре сидели на лавках. Стул и кресло были троном, на который князь или царь усаживались по особому поводу.

Известный немецкий путешественник по России XVII века Адам Олеарий видел, описал и даже зарисовал Большой выход царя Михаила Федоровича, шествовавшего под красным балдахином. За ним несли красный стул, как носили складной табурет за древнеримским курулом.

Индивидуальные сиденья для всех пришли в Россию только с реформами Петра I.

В Западной Европе XVI—XVII веков стулья и табуреты были на важных ролях в дворцовом ритуале. При дворе время приемов на стулья с подушками могли рассчитывать только члены королевской семьи, знать размещалась на табуретах; для менее родовитых придворных были расставлены складные сиденья. Все остальные на королевских приемах оставались стоять. Король по своему выбору даровал придворным дамам «право табурета», то есть право сидеть в своем присутствии. Громоздкие величественные стулья обильно украшались резьбой и позолотой. Но были очень неудобны, обрекая людей на мучительную позу во время многочасовой церемонии. Раскрепощение мебели пришло со стилем рококо, прихотливость формы сочеталась с большим комфортом: мягким удобным сиденьем, высоким, выгнутым по спине «прислоном». Изогнутые ножки, элегантные очертания, красивая обивка — все говорило о новом отношении к человеку, внимании к его удобствам.

Но к середине XVIII века волны рококо успокаиваются. Взоры обращаются к античному наследию, к классике, древним грекам и римлянам. Поэтому и мебель становится строже, выпрямляются ножки и спинки стульев и кресел, сдержаннее выглядит отделка.

Тон задавали король, его фаворитки — такие, как мадам Помпадур, Дюбарри (при Людовике XV), обставлявшие свои дворцы в «греческом духе».

Мебельщики Европы держали равнение на англичан — Хипплуайта, Шератона, братьев Адам, на время перехвативших инициативу у французов.

При Наполеоне Бонапарте сиденья уподобляются египетским тронам в духе нового стиля ампир (имперский). Его сменяет родившийся в 1ермании приятный во всех отношениях и благородно скромный бидермайер.

С середины XIX века производство стульев становится на поток по технологии М. Тонета (см. «Стул венский»), В XX веке над сидячей мебелью не покладая рук работают знаменитые архитекторы — Марсель Брейе, Мис Ван дер Ройе, Эро Сааринен, Шарль Э. Корбюзье и другие. Они создавали мебель в духе возводившихся ими зданий.

А в начале 1960-х годов шведский врач Бент Акерблум потряс всех решительным заявлением: «Человечество тысячелетиями сидело неправильно!»

В ходе дотошных экспериментов он установил, что в течение дня человек, сидя на стуле, около 1000 раз (!) меняет позу, бессознательно стремясь устроиться поудобнее. И Акерблум не предложил, а потребовал: наклонить сиденье внутрь и немного опустить его, а спинку в том месте, где изгибается позвоночник, выгнуть.

Успехи в области производства полимерных материалов позволили создать надувные сиденья. Они удобны, легки и без хлопот освобождают место — достаточно открыть клапан и выпустить из них воздух.

Источник

Adblock
detector