Навыки поведения за столом

Практическая консультация для педагогов «Воспитание у детей культуры и навыков поведения за столом»

Цель. Закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом.

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы.

*Что такое культура?

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, сюда входит:

*Культурно-гигиенические навыки приема пищи – это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

По необходимости следует разрешать детям обращаться к сидящим за столом людям, при этом не следует одергивать, делать им бесконечные замечания. Воспитателю целесообразно находиться за столом вместе с детьми, поскольку взрослый человек способен создать дружескую атмосферу. Своим примером он ненавязчиво приучает их к хорошим манерам, может оказать помощь в трудный момент. Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Они приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно находятся дети.

Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же движение (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять за него это действие. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.

Культуры еды её значение не только в выполнении физиологических потребностей, она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Организации питания детей предполагает психологические аспекты, которые ориентированы на требования внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи. Воспитать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое.

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому не так уж легко. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными, например, можно поговорит о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание «приятного аппетита» обязательно!

Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением.

Как правило, дети любят ходить с родителями в гости и приглашать к себе друзей. Они могут чувствовать себя в чужом доме свободно или, наоборот, скованно, могут быть радушными или равнодушными и эгоистичными. Знание гостевого этикета способствует освоению навыков доброжелательного общения. Поэтому дошкольников надо обучать правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. В гостевых отношениях большую роль играет этикет подарка, и важно учить детей правильно его выбирать, преподносить и принимать.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

*Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Как правильно и красиво накрыть стол. Умение красиво сервировать стол отрабатывается в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок.

*Задание педагогам «Как правильно и красиво накрыть стол»

Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие, чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные, цветы и вазочки для цветов.

Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит.

Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть. Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки — каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки — суповую справа от тарелки, десертную — положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки — на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла.

*На стол стелют скатерть – белую или цветную, но обязательно чистую. Каждому человеку за столом выделяется место – часть стола, где для него стоят тарелки и бокалы, лежат приборы.

У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставиться закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая – вилки лежат зубчиками вверх. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки, так как обычно начинается застолье с закусок.

Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа.

Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.

*Задание педагогам «Где правильно?»

Определить, где правильно сервирован стол в детском саду

*Необходимые требования к сервировке стола.

• Соответствие мероприятию (обед, завтрак, праздничное мероприятие).

• Тематическая направленность. (Новый год – снежинки….)

Задача сервирующих стол – создать хорошее настроение и усилить аппетит.

Скатерть. Слово «скатерть» древнерусское, возможно, образовалось от «екать» и «терть» по типу «рукотерть» (старое русское название полотенца). Уже в средние века в обиходе были браные (с узором) скатерти.

Тарелки. На Руси тарелки (называвшиеся тогда тарелями) появились на обеденных столах знати не раньше XVI века. Простой народ, да и не только он, многие бояре, дворяне, купеческое сословие обходились деревянными ложками.

Чашки, стеклянная посуда.

Салфетки. Салфетки появились в Европе в XV веке. Но еще долго и рот, и руки вытирали краем скатерти. Для России пора салфеток пришла после реформ Петра 1, в начале XVIII века.

Столовые приборы. На Руси первые серебряные ложки видели за столом князя Владимира в Киеве в Х веке. До XVII века ножи были остроконечными. В ущерб «хорошему тону» ими нередко ковыряли в зубах.

Задание для педагогов «Сервировка стола»

Предлагается меню, следует правильно накрыть стол к завтраку, обеду и ужину.

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Формирование правил поведения детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем является культура поведения подрастающего поколения. За последние два десятилетия.

Источник



Этикет и правила поведения детей за столом

Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров — приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » — педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Читайте также:  Как вести за столом этикет для детей

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа
(2-3 года)
1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа
(3-4 года)
1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа
(4-5 лет)
1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа
(5-6 лет)
1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа
6-7 лет)
1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе — это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Источник

Как вести себя за столом: основные правила этикета

История культуры питания появилась с возникновением человека. С каждой эпохой люди стали придумывать больше блюд, и добавлять в них новые ингредиенты, в обычай вошла трапеза за столом и столовыми приборами. Так в питании и был заложен этикет, который, по сути, означал свод правил. Его основателем был Карл Великий, который правил в середине XIII—XIX веке. Им была придумана сервировка и первые правила использования столовых приборов.

Перед тем как гости садились за стол, им выдавались карточки с правилами поведения. Однако этикет становился популярен лишь у элиты. В наше время у многих народов разные традиции принятия пищи, однако общая концепция сохраняется практически у всех.

Зачем нам нужны правила этикета за столом

Если следить за правилами поведения за столом качество пищи не улучшится, однако по знаниям норм этикета можно определить воспитание человека. Если у славянских народов практически вся пища принимается с помощью столовых приборов, то некоторые национальности до сих пор едят руками. Если раньше это разделяло элиту от рабочих, то сейчас это просто разная культура.

Правила этикета за столом

Этикет показывает насколько человек культурный, поэтому важно знать основные правила поведения перед тем, как садиться за стол и какими приборами есть ту или иную еду. Также стоит понять, что правила поведения различаются от места трапезы, и то, что востребовано в домашней обстановке, может выглядеть нелепо в ресторане.

Сервировка стола

В домашних условиях правила настроены больше на практичность, чем на торжественность. Начните со стола. Накрывать стол рекомендуется скатертью, без клеенки. Согласно исследованиям ученых, клеенка вызывает атмосферу общепита и снижает чувство уюта. Затем переходите непосредственно к столовым приборам и посуде. Если трапеза будет состоять из 2-х основных блюд, то под глубокой тарелкой должна быть подложена посуда для гарнира. Рядом поставьте стакан и нужное количество приборов. Салфетки можете разложить под каждого человека или оставить в подставке на центре стола. Для распития напитков расположите стаканы или бокалы по правую руку от гостя

Как кушать

Процедура принятия пищи очень важна. Если участник трапезы не будет придерживаться стандартных правил этикета, то его сочтут некультурным.

Основные правила, независимо от места:

  • кушайте медленно, тщательно пережевывая и не открывая рта;
  • девушкам нужно аккуратно вытереть помаду с губ салфеткой;
  • не ковыряйте столовым прибором в блюде, приговаривая о его составе;
  • если попалась кость, то ее нужно завернуть в салфетку.

Также нельзя вытирать пот, расчесывать волосы и открыто зевать или кашлять. Если блюда были поданы еще не всем участникам трапезы, подождите остальных.

Как обращаться с приборами

Дома, в кругу семьи принято в одной руке держать нож, а в другой вилку. Цельное блюдо отрезайте небольшими кусочками. Нож используйте только в том случае, если он действительно нужен. Как альтернативный вариант возьмите еще одну вилку в другую руку, чтобы было удобнее накладывать порцию. После трапезы приборы можно сложить на тарелку. В ресторанах правила обращения со столовыми приборами идентичны, но также включают и зашифрованные послания для шеф-повара:

  • расположение приборов по бокам тарелки с отступлением примерно 5–10 см указывает на сытость гостя и вкусное блюдо;
  • если вилку и нож скрестить, то шеф-повару будет подан сигнал о большом желании съесть второе блюдо;
  • нож и вилка лежат горизонтально, ручками справа – большая похвала;
  • приборы лежат параллельно друг другу с ручками в сторону рук – забирать блюдо не нужно, пауза.

Если вы скрестите приборы, продев лезвие ножа между зубьев вилки, это будет значить, что еда вам не понравилась.

Салфетка

Этот предмет считается одним из главных на столе, поэтому к нему приковано большое внимание. Перед трапезой возьмите салфетку или полотенце и разложите на коленях. Если испачкаются руки, то вытирайте их верхней частью полотенца, не снимая его с колен. Перед тем как взять бокал в руки, протрите губы салфеткой, поскольку следы пищи на стекле считаются дурным тоном. В Европе еще с давних времен принято продевать салфетку за шиворот, чтобы не испачкать одежду. В Америке, наоборот, считается, что так полотенце вешается только грудным детям. В России редко применяются оба варианта. В ресторанах салфетка кладется на колени, а в домашней атмосфере люди вовсе обходятся маленькими салфетками, лежащими на столе.

Напитки

Бокал держите только за ножку. Согласно правилам этикета, в таком положении не изменится температура напитка и не испачкается в еде стекло. Разливайте вино максимум до половины бокала. Это позволит задерживаться парам и создавать приятный запах. Ни в коем случае, не доливайте себе спиртное, не предложив его участникам трапезы. При распитии чая держите чашку двумя пальцами, чтобы не ошпариться. Второй рукой на весу держите блюдце, чтобы не пролить горячий напиток на одежду. Дуть на чай или кофе – дурной тон, поэтому лучше подождите, пока он остынет. Пейте напиток тихо, не издавая лишних звуков.

Специи и хлеб

Хлеб, как незаменимый элемент питания всегда должен быть на столе. Он может лежать на тарелке уже разрезанный на дольки или подаваться целой буханкой. Есть его нужно маленькими кусочками, не оставляя следов укуса. На хлеб разрешается намазывать паштет или масло, но только ножом и в небольшом количестве. В домашней атмосфере нюансы потребления хлеба не так категоричны, но в ресторане желательно придерживать строгим указаниям:

  • какого бы размера не были ломтики, их нужно отламывать для одноразового поедания;
  • не крошить хлеб в блюдо намеренно;
  • намазывать масло или паштет слоем до 1 см.

Если хлебобулочное изделие упало на пол, то его нужно поднять и положить на салфетку.

Что касается специй, то к ним особых уставов нет, просто берите их со стола и перчите или солите.

Правила этикета в зависимости от места и типа банкета

Тонкости правил поведения за столом зависят от места банкета. Дома придерживаетесь одних правил, на свидании или деловой встрече – других. Также есть разница трапезы в ресторане, кафе, столовой и шведском столе, поэтому во избежание неловких ситуаций старайтесь придерживаться этикета согласно его назначению.

Как вести себя в ресторане

Перед тем, как сесть за стол, мужчина должен снять головной убор. Женщинам допускается сидеть в шляпке, но без перчаток. Сумку можно повесить на стул или поставить на пол. Мобильный телефон, косметику и кошелек недопустимо выкладывать на стол. Перед потреблением пищи расположите салфетку на коленях, а по завершении положите на стол. Во время еды не чавкайте и не разговаривайте. Не пытайтесь самостоятельно остудить горячее блюдо. Независимо от вида, разрезайте пищу ножом на мелкие порции и накалывайте вилкой. На свидании первой должна начать есть блюдо девушка. Если на столе слишком много столовых приборов, то при незнании можно обратиться к стандартным правилам этикета – к первому блюду предназначены те приборы, которые лежат дальше всего от тарелки.

Как вести себя в столовой

Столовая всегда считалась наиболее простым заведением общепита, поэтому в ней не так важно соблюдать нюансы этикета. Главное правило – вести себя подобающе культурному человеку. Не мусорьте за столом и избегайте громких разговоров. По завершении трапезы сложите приборы и посуду на поднос. Если он отсутствует, расположите все на тарелку и отнесите в соответствующее окно.

Как вести себя в кафе

Кафе – это не ресторан, но и не столовая, поэтому к нему применяются гибридные правила этикета. Здесь вам нет необходимости знать функции всех приборов, достаточно будет придерживаться стандартных правил:

  • не жаловаться на долгое обслуживание;
  • поддерживать чистоту на столе; кушать тихо, не чавкая;
  • исключить личные вещи на столе; одной рукой держать чашку, другой – придерживать блюдце;
  • из общей нарезки на столе брать фрукты или овощи по одной дольке.

Если в зубах застряли кусочки еды, то не ковыряйтесь во рту за столом, а попросите прощения у собеседников и отлучитесь в уборную.

Правила этикета на официальном приеме или банкете

На банкетах и светских раутах применяйте все свои знания, поскольку именно в такой атмосфере и зародился сегодняшний этикет. Дамы должны сесть за стол первыми. Используйте столовые приборы строго по назначению, за столом не чвакайте, не курите и не красьтесь. Держите ровную осанку и не кладите локти на стол. По европейским правилам, если вы взяли в руку нож, то до конца трапезы его нельзя положить на стол. По американским правилам все приборы можно менять и есть одной рукой.

Этикет на свидании

На таких мероприятиях главный объект обслуживания – девушка. При выборе блюда из меню первой должна сделать заказ дама. Когда официант приносит вино, то открывать его должен он, но в следующем разливе эта функция будет лежать уже на плечах мужчины. В остальном нужно придерживаться стандартных правил этикета.

Шведский стол

«Шведский стол» довольно часто встречается в сфере современного обслуживания. То, что вы можете самостоятельно определять, из чего будет состоять ваша трапеза, еще не значит, что и вести себя следует, как захочется. Правила поведения за «Шведским столом»:

  • Независимо от места проведения обеда, одежда должна соответствовать приему пищи. Недопустимо садиться за стол в купальнике, плавках или парео.
  • Строго соблюдайте очередь, не толкайтесь и не лезьте вперед. Сохраняйте спокойствие.
  • Нельзя громко разговаривать и кричать. Если ваш ребенок начал капризничать или плакать, отведите его в сторону и успокойте.
  • Обязательно поздоровайтесь со знакомыми, если увидели их поблизости.
  • При использовании приборов и салфеток руководствуйтесь стандартными правилами этикета.
  • Если вы не наелись, можно смело брать добавку, но лучше в чистую тарелку.
  • Не накладывайте слишком много. Кладите в тарелку столько, сколько сможете съесть. В некоторых ресторанах, если блюда остались, даже представлена система штрафов.
  • Не перебирайте еду на общей тарелке. Это может не понравиться людям, стоящим позади вас.
  • Мясо кладите в центр тарелки, а овощи и гарниры по краям.
Читайте также:  Кровать совместно со столом

Не забывайте, что выносить еду из ресторана нельзя. Обязательно после трапезы уберите за собой, если это не предусмотрено персоналом ресторана.

Столовый этикет дома

Правила домашнего этикета менее строги, однако требуют не меньших знаний этикета. Соблюдайте следующие нормы поведения, если находитесь за столом дома или в гостях:

  • начинайте принимать пищу только после сигнала хозяина; соблюдайте правила ведения беседы и манер за столом;
  • первыми должны накладывать еду люди постарше; недопустимо лезть своим прибором в общее блюдо;
  • дурным тоном считается просмотр телевизора, чтение газеты или регулярный мониторинг мобильного телефона;
  • замечания о качестве блюд оставьте при себе;
  • не занимайтесь за столом личными делами, поправляйте макияж и ковыряйтесь в зубах только в туалетной комнате.

Обязательно проявляйте уважение к хозяевам дома и к их гостям посредством манер и беседы.

Общение и поведение за столом

Предельное внимание уделите своим манерам. Можно в точности соблюдать правила столового этикета, однако забыть о своих манерах, что сразу перечеркнет мнение о вас, как о культурном человеке.

Беседа

Следите за тем что вы говорите и как. Не употребляйте грубой и ненормативной лексики. Разговаривайте только после того, как проглотите еду. Если в вашу сторону произносят тост, приподнимите бокал, и не опускайте, пока тостующий не закончит речь. Во время кульминации тоста, или попросту говоря «чоканья» смотрите человеку, к которому подносите бокал прямо в глаза.

Манеры

Общее поведение за столом также играет ключевую роль в создании образа культурного человека. Независимо от того, находитесь вы в домашней обстановке или на банкете в ресторане:

  • не сутультесь за столом;
  • не кладите локти на стол;
  • ноги располагайте прямо и не вытягивайте;
  • блюда передавайте через рядом сидящих гостей.

Не торопитесь и будьте аккуратны, иначе рискуете опрокинуть тарелку с супом на рядом сидящего гостя.

Правила поведения детей за столом

Старайтесь приучать ребенка к правилам поведения за столом с раннего детства. Начните с обучения норм этикета в игровой форме, и тогда привычки останутся и во взрослой жизни. Общие стандарты поведения ребенка за столом:

  • недопустимо качаться на стуле или играть с пищей и приборами;
  • запрещено тянуться за едой через весь стол, нужно просто попросить, чтобы ее передали;
  • принимать пищу следует без посторонних звуков; играть с игрушками за столом и смотреть мультфильмы некультурно;
  • выходить из-за стола до окончания трапезы нельзя, а если очень нужно, то только после разрешения родителей.

Принципы поведения младшей возрастной группы детей и старшей в целом похожи, однако имеют и свои нюансы.

В детском саду

Правила поведения детей за столом в детском саду соблюдаются и привязываются ребенку при каждом приеме пищи. В ином случае питание коллектива из 20–30 детей превратилось бы в беспредел. Чтобы правила отложились у детей в голове, их вводят постепенно. Например:

  • Ясельную группу учат мыть руки перед едой, пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой и говорить «спасибо» после трапезы. Для лучшего запоминания дети учат стишки о еде.
  • Детей младшей группы приучают к самостоятельному мытью рук перед трапезой, пережевыванию пищи с закрытым ртом, использованию столовых приборов. Малыши учатся не крошить хлеб, молчать во время еды и благодарить за трапезу.
  • В средней группе воспитатели стараются сформировать правильное отношение к этикету и культуре еды. Полученные детьми навыки совершенствуются.
  • Старшая и подготовительные группы уже принимают участие в сервировке стола и уборке посуды после еды. Здесь оттачиваются манеры правильной осанки, соответствующего поведения, использования вилки, ножа и салфетки.

В школе

В школе уже никто не следит за воспитанием правил этикета у детей. Элементарные нормы поведения за столом ребенок должен знать сам. Поскольку школьные перемены ограничиваются коротким промежутком времени, правила поведения за столом должны соблюдаться в полной мере:

  • не стоит спешить и бежать в столовую принимать пищу следует в строго отведенное время;
  • перед едой обязательно нужно помыть руки с мылом;
  • сидеть нужно ровно, положив на стол только кисти, ноги при этом вытягивать или скрещивать недопустимо;
  • стоит правильно и аккуратно пользоваться столовыми приборами, чтобы не поранить друг друга;
  • во время приема пищи следует соблюдать тишину, нельзя разговаривать, чавкать или стучать столовыми приборами;
  • при необходимости нужно пользоваться салфеткой;
  • после еды нужно убрать посуду после себя;
  • перед приемом пищи нужно желать «приятного аппетита» одноклассникам, а после – поблагодарить повара.

Особенности поведения за столом в разных странах

Если вы часто путешествуете, предельное внимание уделите столовому этикету других стран, поскольку то, что допустимо у нас, может считаться абсурдным у других народов. Например:

  • В Японии чавканье считается высшей похвалой, а суп пьется прямо из чашки без использования приборов. Следите за палочками для еды, они должны лежать на специальной подставке или параллельно краю стола. Если воткнуть палочки в блюда, окружающие сочтут это плохой манерой, так как этот символ в Японии обозначает поминки.
  • В Корее считается, что если вы поели первым, значит, порция была слишком мала, поэтому старайтесь не спешить. Здесь также строго поддерживается субординация: за стол первыми за стол садятся самые старшие по возрасту и положению.
  • В Германии считается нормой отрыжка за столом, поэтому не стоит яро реагировать на подобное поведение. А еще немцы никогда не ходят в гости без подарков.
  • В Бразилии в заведениях общепита на столе обычно лежит специальный жетон, стороны которого окрашены зеленым и красным цветами. Зеленая обозначает, что посетитель не наелся, а красная – наоборот. Если вы заметили, что официант приносит блюда снова и снова, просто переверните жетон красной стороной.
  • В Грузии любой прием пищи сопровождается вином. Обязательно опустошайте бокал после каждого тоста, иначе вызовите всеобщий интерес.
  • В Индии левая рука считается нечистой, поэтому принимать пищу старайтесь правой.
  • В Италии кофе принято пить только до обеда, а добавлять пармезан в пиццу или пасту недопустимо. Здесь очень любят гостей, поэтому застолья у итальянцев очень продолжительны.
  • В Испании за столом соблюдается непринужденная обстановка. Никто даже не заметит, что вы опоздали на обед, положили в тарелку слишком много еды или заговорили на повышенных тонах.
  • В Китае нельзя переворачивать блюда из рыбы, поскольку это считается плохой приметой и может поспособствовать крушению лодки моряка.

Прежде чем ехать в какую-либо страну, ознакомьтесь с ее культурой и нормами питания. Знания норм культуры питания и правил этикета позволяет показать себя в общество подобающим образом. Старайтесь соблюдать нормы поведения и питания не только в общественных заведениях, но и в гостях или семье. Чтобы научить своего сына или дочь нормам питания, воспитывайте себя и ребенка, так как дети всегда берут пример с родителей.

Источник

Консультация для педагогов «Столовый этикет дошкольников»

Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте . Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым. Перед педагогами сегодня встает вопрос, как обучать детей культуре питания, общепринятым в международном сообществе правилам поведения за столом и даже создать условия, способствующие повышению культуры поведения в семье.

— дети не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи;

— не всегда используют салфетку;

— не знают названия блюд;

— не соблюдают правила поведения за столом;

— не всегда используют столовые приборы по назначению.

Правила сервировки стола

В дошкольном учреждении детей учат питаться на классический европейский манер. Вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы.

Вилки дают детям начиная со 1-ой младшей группы (2 полугодие), а ножи — со старшей группы.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на стол ставят: салфетницу, хлебницу, тарелку с порционным маслом, чашку с блюдцем (ручка чашки смотрит вправо), тарелку, вилка кладётся с левой стороны (зубцами вверх), нож (лезвие ножа смотрит на тарелку) с ложкой – с правой стороны. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом. На стол ставят: салфетницу, хлебницу, чашку с блюдцем и чайной ложечкой (чтоб ребёнок мог сьесть ягоды из компота), тарелку для первого блюда, вилка кладётся с левой стороны от тарелки, нож с ложкой – с правой стороны.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Если зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в дошкольном учреждении разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает помощнику воспитателя накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет салфетницы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка хлебниц, салфетниц, но и например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

"Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом"

1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.

2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками следует вырабатывать с раннего возраста. Воспитатель должен учить детей мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.

3. Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:
Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.

Читайте также:  Оверлок juki со столом

Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!

Организация питания детей в группах

1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

— в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

— в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

2. Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному директором школы.

3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4. Перед раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

— промыть столы горячей водой с мылом;

— тщательно вымыть руки;

— надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

— сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3-4 лет (разложить салфетки под горячее или салфетницы, хлебницы.

6. С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы и хлебницы собирают дежурные).

7. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

8. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

— во время сервировки столов на столы ставятся тарелки с хлебом;

— разливают III блюдо;

— в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

— подается первое блюдо;

— дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

— по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

— дети приступают к приему первого блюда;

— по окончании, помощник воспитателя убирает со столов тарелки из-под первого;

— подается второе блюдо;

— прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

9. Прием пищи педагогом и детьми может осуществляться одновременно.

10. В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

Материал подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Сенюк Н.В.

Источник

Культура поведения за столом у детей дошкольного возраста

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом .

Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

Культурно — гигиенические навыки приема пищи у детей.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают более тесные взаимоотношения: ребенок воспринимает воспитателя как часть родственного сообщества, доверяет ему и прислушивается к его словам.

Воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформулированными в программах, проследим последовательность и постепенность задач по формированию культурно — гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей ребенка.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Закреплять умение самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола не закончив еду, говорить «спасибо»

На картинках и в жизни узнавать и правильно называть процессы еды, знать предметы необходимые для еды их свойства и качества;

Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий;

Знать короткие стихи или потешки о еде, повторять их за взрослым или самостоятельно

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом

В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды

Знать многие предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи

Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)

Знать стихи о приеме пищи, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки с соответствующим содержанием.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом), салфеткой, полоскать рот после еды

Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды

Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно — гигиенических правил.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

Сервировка стола в ДОУ

Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Воспитатель приучает детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.

Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Вилки следует давать детям, начиная с младшей группы. Детей 5-6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера… Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные — за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,— для вторых блюд. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. Столовые ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.

Для каждой группы желательно по возможности иметь свою посуду, отличную по оформлению от посуды другой группы. Детям бывает очень приятно, когда, перейдя в другую группу, они увидят другой рисунок на своей чашке и тарелке.

Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.

Дежурства вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребёнком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним. Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педаг7ог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела: «Сегодня Серёжа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой – Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все будут помогать няне».

В средней группе , если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы. Что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Во второй половине года, когда умения детей станут прочнее, можно увеличить объём их работы. Например, дежурным можно поручать расставлять блюдечки, поставленные на стол няней, и носить по две чашки с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды: каждый ребёнок ставит свою тарелочку на другую, обращаясь с просьбой к другому приподнять ложку. Выходя из-за стола, он может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные тарелки.

Дежурства в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, постепенно усложняется и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, и по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. При организации работы дежурных воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетание работы дежурных с самообслуживанием детей. Например, после еды должны ли всё убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой?

Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребёнка. Например, каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая её на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. (При этом важно понаблюдать за тем, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали там беспорядка. Этого не будет, если детям удобно и они приучены складывать посуду аккуратно.)

Аппетит ребенка во многом зависит от того, как подается пища, настолько привлекателен ее внешний вид.

Вот примеры того, как важно, чтобы пища имела привлекательный вид.
Раньше младший воспитатель раскладывала гренки по тарелкам и заливала их горячим бульоном; пока дети садились за стол, гренки размокали и вид у блюда был неаппетитный. Мы предложили подать гренки отдельно, и дети стали есть суп с гренками с удовольствием.

Другой пример: давая детям гречневую кашу и молоко, няня раскладывала кашу в глубокие тарелки, сверху наливала молоко. Некоторые дети ели неохотно или совсем отказывались ость. Тогда мы предложили этим детям отдельно кашу и отдельно молоко, и они охотно все съедали. С тех пор мы стали давать детям отдельно кашу в глубокой тарелке и рядом в чашке молоко, и дети едят как им хочется. Мы учим детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа.

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, омлет, яичница, разные запеканки, учим отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются.

Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира.

Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.

Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.
Приходится учить детей пить молоко, чай, кофе или другие напитки с бутербродами, пирогом, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.

Взрослые (воспитатель и младший воспитатель) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.

Как вести себя за столом.
· Не сиди, развалившись.
· Не клади ногу на ногу.
· Не шаркай ногами, не разговаривай.
· Не вертись, не толкай товарища.
· Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.
· Кусай хлеб над тарелкой.
· Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.
· Правильно держи вилку, ложку и нож.

· Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.
· После еды положи ложку и вилку в тарелку.
· Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.
· После еды полощи рот.

При проведении завтрака, обеда мы разрешаем детям спокойно обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю помочь разрезать, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше; посоветовать товарищу взять корочку — «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не допускаем.

Источник

Adblock
detector