SmartNews // Лекарство от жлобства. Самые интересные и загадочные памятники Воронежа
Стул, лечащий от жлобства, улица Лизюкова с памятником котенку из мультфильма, литературный некрополь, называемый среди воронежцев парком живых и мертвых — это далеко не полный перечень мест, которые всем приезжим рекомендуют посетить местные жители. Некоторые из мест прочно связаны с городскими мифами и легендами.
Воронеж знаменит как колыбель военно-морского флота России, город, откуда ведет отсчет история воздушно-десантных войск, и родина множества классиков русской литературы, прежде всего Ивана Бунина, Самуила Маршака и Андрея Платонова. Впрочем, в представлении иногородних Воронеж больше известен по улице Лизюкова из-за популярного советского мультика про котенка, фильму «Белый Бим Черное ухо», который был снят по повести воронежского писателя Гавриила Троепольского, и, пожалуй, группе «Сектор газа», особенно популярной в 90-х годах.
В самом городе распространен миф, ассоциирующий воронежцев со жлобами. История его происхождения точно не известна. Но многие уверены, что в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля, русского писателя и лексикографа, слово «жлоб» значит «житель Воронежской губернии».
Миф про жлобство силен в Воронеже настолько, что живуч даже в среде филологов. Недавно я услышал от профессионального лингвиста историю о том, что в ранних изданиях словаря Даля вроде бы присутствовало значение слова «жлоб» как жителя Воронежской губернии, но потом было изъято по цензурным соображениям.
Роман Жолудь, преподаватель Воронежского госуниверситета, SmartNews
В современной жизни жлобов и Воронеж связал художник Александр Ножкин, известный по серии юмористических гравюр, которые обличают человеческие пороки. В 1994-м он сделал пробный образец «антижлобского» стула: покрасил обычный деревянный стул в разные цвета и приглашал друзей на нем посидеть. А в 2011 году, когда Воронеж отмечал свое 425-летие, проект воплотили в городских масштабах.
Антижлобский бронзовый стул-памятник, получивший официальное название «Лечебный стул № 0001», установили в сквере за зданием областного правительства. Одним из первых его чудодейственную силу проверил воронежский губернатор Алексей Гордеев. На стуле выбиты поговорки, придуманные Александром Ножкиным: «Кто не работает — тот жлоб», «У жлоба — ни стыда ни совести», «Мы не жлобы, а культурные люди».
Тем, кто собирается в обзорную экскурсию по городу, любой воронежец отрекомендует уникальные памятники: котенку с улицы Лизюкова, Белому Биму Черное ухо у Театра кукол, а также литературный некрополь у цирка.
Гости города, как правило, удивляются, узнав, что Александр Лизюков — генерал-майор, поскольку улица, носящая его фамилию, ассоциируется у них с советским мультфильмом.
Во время Великой Отечественной войны генерал Лизюков командовал 5-й танковой армией, которая обороняла Воронеж. Его останки были найдены только в 2008 году и перезахоронены у памятника Славы, установленного на братской могиле защитников города. Другой связанный с войной монумент, находящийся в Северном микрорайоне, — Ротонда, главный вход бывшей областной детской больницы.
Бои в ее окрестностях продолжались двести суток. А когда в ночь на 15 июля 1942 года туда ворвались советские солдаты, оказалось, что в подвалах здания спасаются от бомбежки мирные жители — более 400 человек. Послевоенные власти решили сохранить остов больницы как памятник регионального значения. Но в 2008 году у Ротонды рухнул купол, а на ее реставрацию денег не нашлось даже в 2013-м.
Любопытная история связана также с литературным некрополем у цирка.
К 1972 году на месте разоренного кладбища в Воронеже построили цирк. Местный парк, официально — имени Владимира Дурова, основателя знаменитой цирковой династии, до сих пор именуется в народе как «парк живых и мертвых». Среди прочих там покоились Алексей Кольцов и Иван Никитин. Так вот, когда кладбище начали уничтожать экскаваторами, писатель Евгений Люфанов, который был не в силах снести издевательство над святыми для него останками, набрался смелости и позвонил первому секретарю обкома КПСС Виталию Воротникову, в дальнейшем, кстати, ставшему председателем Совмина РСФСР. Виталий Иванович выслушал Люфанова, а надо сказать, что его вообще отличало внимательное отношение к запросам творческой интеллигенции, и сказал: «Как писатели решат, так и будет». В результате некрополь удалось отстоять, правда в усеченном виде. Помимо Кольцова и Никитина, там захоронен прах писательницы Елизаветы Милицыной.
Павел Попов, воронежский краевед, кандидат исторических наук, SmartNews
Воронеж по праву считается одним из литературных центров России. Здесь до сих пор издается один из популярнейших в советское время «толстых» журналов — «Подъем». Среди уроженцев города — Иван Бунин, Андрей Платонов, Самуил Маршак, Анатолий Жигулин, Юрий Гончаров и др. В сталинские годы в Воронеже отбывал ссылку Осип Мандельштам, его навещала Анна Ахматова. Поэт, в частности, жил на улице Швейников, которой посвятил ироничные стихи.
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова —
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама…
Осип Мандельштам, апрель 1935 года
Одноэтажный, с флигельными крыльями, дом Буниных стоял в начале Большой Дворянской — главной улицы города, теперь это проспект Революции. Второй этаж был надстроен уже после отъезда семьи Буниных (будущий нобелевский лауреат провел в Воронеже четыре года). Современные воронежцы видят дом уже двухэтажным, кирпично-деревянным. На улице Никитинской сохранился дом Ивана Никитина, где он прожил до смерти и где теперь располагается музей. А в 2012 году общественности удалось спасти от сноса усадьбу Быстржинских. Там гостил автор «Войны и мира».
Впрочем, многие воронежцы считают проявлением жлобства установленные в городе памятники Сергею Есенину и Владимиру Высоцкому, которые к Воронежу никак не относятся. При этом, несмотря на протесты краеведов, в 2012 году на улице Революции 1905 года было снесено здание бывшего трубочного завода, где до революции Самуил Маршак работал переводчиком, а Андрей Платонов — литейщиком.
Только-только краеведы и журналисты не позволили варварам из Домостроительного комбината снести дом на улице Платонова, где останавливался Лев Толстой, как снесли здание бывшего маслобойного, трубочного и мыловаренного комбината. Ну что за напасть? Неужели у строителей нет вообще никаких авторитетов и совести?
Патриот, из обсуждения на politgazetavrn.ru
В Великую Отечественную войну Воронеж был разрушен на 90% и заново отстраивался. Но целы, например, старинная Ильинская церковь, впервые упомянутая в документах 1642 года, где крестили поэта Алексея Кольцова, и Успенская Адмиралтейская церковь, в которой при Петре I первый воронежский епископ Митрофаний освящал корабли русского военно-морского флота, бравшие крепость Азов. С петровских времен сохранились рукописные ноты и стул, изготовленный лично царем.
Свадьбы в Воронеже приезжают к Каменному мосту — памятнику истории и архитектуры начала XIX века. По давней традиции молодожены разбивают о перила моста бутылки шампанского. А в ходе недавних раскопок в районе Воронежского госуниверситета открыли древний Воронеж — конца XVI — XVIII века. Ученые-археологи доказали, что в центральной части города есть объекты и артефакты времени основания города воеводой Семеном Сабуровым и первого века его истории. Самая интересная из находок — бронзовая печать сельского старосты. Ее, как и другие многочисленные артефакты, можно увидеть в университетском музее.
Источник
Памятник Лечебный стул № 0001
- Тип (категория):Памятники
- Местоположение: Россия, г. Воронеж, Ленинский район, Сквер Платонова, ул.Платонова и пл.Ленина 1
- Координаты:
Широта 51°39'35.2"N, Долгота 39°11'52.8"E
51.659785, 39.198011
- Оф. сайт: Нет данных — сообщить
Памятник Лечебный стул № 0001 в городе Воронеже
Памятник бронзовый «Лечебный стул № 0001» в городе Воронеже появился относительно недавно. 30 сентября 2011 года состоялось официальное открытие памятника. Скульптура стула выполнена в натуральную величину (высота около 1,5 метра) и вылита из бронзы.
- Название Лечебный стул № 0001
- Дата открытия 30 сентября 2011 г.
- Посвящается Хорошему человеку
- Символизирует Высмеивание человеческих пороков — жадность (жлобство)
- Идея Художник Александр Ножкин
- Авторы Художники Сергей Горшков и Юрий Астапченко
- Материал Бронза
- Вес 220 кг
Каждый элемент скульптурной композиции, будь то ножки стула, спинка или сиденье заставляют обратить на себя внимание. На спинке бронзового лечебного стула изображен заначек «молния» ϟ – указывающий, что стул энергетический и надпись: «Всяк садящийся заряжается добром и утрачивает жлобскую свою натуру». Ладошки на сиденье, по замыслу авторов, способны наделять всякого севшего на стул человека доброй и чистой энергией. Все ножки стула исписаны соответствующими характеру скульптурной композиции текстами. Одна из ножек стула выполнена в виде человеческой ноги, напоминая нам об авторе идеи лечебного стула №0001 — художнике Александре Ножкине.
Хороший стул в нужном месте
Место расположения Памятника выбрано не случайно, памятник находится в самом центре города Воронежа в сквере Платонова, прямо за зданием областного правительства, площадь Ленина, 1 и улицы Платонова. Не двусмысленно намекая чиновникам, что пора избавиться от пороков и излечиться энергией лечебного стула.
Удивительный стул по авторской задумке может вылечить от жлобства и других недугах, связанных с этим пороком.
История появления памятника Лечебный стул № 0001
Автор идеи стула, избавляющего от жлобства, знаменитый воронежский художник Александре Ножкин.
В 1994 году им была создана первая модель стула (маленький, деревянный, расписанный масляными красками), которая достаточно часто появлялась в качестве экспоната на различных выставках. Художник часто высмеивал своим творчеством человеческие пороки.
К сожалению, в 2000 году в возрасте 42 года, Александр Ножкин трагически погиб. Однако друзья воплотили его идею в жизнь, увековечив, таким образом, память о талантливом художнике «Хорошем человеке».
По модели Ножкина, бронзовую скульптуру «Лечебный стул № 0001» исполнили скульпторы Сергей Горшков и Юрий Астапченко — художники галереи «Х.Л.А.М.» в рамках проекта «Паблик арт». Финансирование данного проекта, поддержку и помощь оказало правительство Воронежской области.
«Мы разрешили поставить его именно здесь с учетом того, что это центр города, тут часто ходят и начальники, и различные богатые люди, а им в первую очередь надо думать о добре и помощи другим. Это, конечно, ирония. Но, тем не менее, эта скульптура дает возможность задуматься о том, что ты за человек, что ты сделал для общества, какую пользу ты несешь близким, друзьям, в коллективе, где ты работаешь. А это очень хорошая вещь, предлагаю всем хотя бы раз в год сюда приходить и посидеть»
губернатор Воронежской области Алексей Гордеев
Интересные факты
Забавно, но не многие воронежцы знают о памятнике Лечебный стул № 0001. Складывается такое впечатление, что стул от жлобства поставил губернатор после вступления в должность для своих чиновников.
Название оригинального авторского стула (прототипа) – «Электрический стул от жлобства». Конечно же, при установке название поменяли (смягчили) на Лечебный. Представьте себе губернатор или мер отправляет своих чиновников лечиться на электрический стул. «Электрический стул для чиновников».
Источник
Памятник Лечебный стул №0001 за зданием администрации
Сегодня во многих городах России имеются оригинальные памятники. И в столице Черноземья в 2011 году появилась любопытная скульптурная композиция, смысловая нагрузка которой связана с таким человеческим пороком, как жадность. Именно этот порок столь нетривиальным образом решил искоренять Воронеж. Памятник Лечебный стул №0001 выполнен в натуральную величину и, по мнению его создателей, обладает лечебным воздействием. Согласно надписи на спинке, все, кто посидит на нем, избавятся от жлобства и станут добрее.
Лечебный стул №0001 — городская достопримечательность
Стул-памятник в Воронеже, избавляющий от жадности, был задуман известным воронежским художником Александром Ножкиным. Он в середине девяностых годов прошлого века разработал эскиз и создал первый опытный образец, с успехом прошедший испытания. Но так случилось, что в возрасте 42-х лет талантливый художник погиб. Но оригинальная идея осталась в памяти друзей, и когда представилась возможность, они использовали разработанные ранее эскизы и воссоздали в бронзе памятник Лечебный стул 0001.
Бронзовый стул от жлобства за зданием администрации Воронежа
Необычная воронежская достопримечательность находится возле дома областного правительства. Презентовал стул от жадности губернатор Алексей Гордеев, который первым и посидел на нем. Глава области призвал горожан периодически приходить в сквер Платонова, где расположен памятник Лечебный стул №0001, чтобы посидеть на нем для профилактики пагубного порока. Примечательно, что многие чиновники на церемонии открытия памятника последователи примеру губернатора, но некоторые так и не решились на лечебную процедуру.
Ироничные надписи на ножках и перекладинах стула
Как объяснил глава области, решение установить стул именно в центре города связано с тем, что здесь часто бывают богатые и облеченные властью граждане, а именно им, в первую очередь, рекомендуется избавляться от жадности. Хотя в такой формулировке содержалась некоторая ирония, вряд ли стоит оспаривать глубокий смысл памятника. Скульптура заставляет каждого осознать то, что окружающий нас мир станет добрее и красивее, если каждый человек будет приносить пользу обществу.
Всяк садящийся… утрачивает жлобскую свою натуру
Лечебный стул в Воронеже был отлит из бронзы на колокольном заводе в течение 3-х недель. Общая высота скульптурной композиции составляет почти полтора метра. На первый взгляд стул отличается традиционным видом, он имеет четыре ножки и спинку, поэтому сидеть на нем довольно комфортно. Но из его сиденья выступают крупные оттиски ладоней. Именно этот элемент по задумке автора заряжает сидящего человека положительной энергией. Отличительной особенностью скульптуры является то, что одна его ножка выполнена в виде человеческой ноги. Этим создатели оригинальной достопримечательности Воронежа напоминают о том, что идея принадлежала талантливому художнику Александру Ножкину.
Заряжающие добром ладони и необычная ножка стула
В соответствии с инструкцией, которая установлена рядом, этот стул предназначен для того, чтобы разбудить в человеке его лучшие природные качества. Стул заряжает добротой, люди становятся щедрее и оптимистичнее. То, сколько раз нужно посидеть конкретному человеку на стуле, зависит от степени его «заболевания».
Стенд с информацией об авторе и о концепции проекта
Многие памятники Воронежа привлекают туристов. Этот древний город связан с целым рядом значимых исторических событий. Но стул, избавляющий от жлобства, является не только оригинальным памятником. Данная скульптурная композиция любого разумного человека заставляет задуматься о собственной полезности для общества. Кроме того памятник действительно заряжает оптимизмом, который как известно, является гарантией успешности.
Источник
SmartNews // Лекарство от жлобства. Самые интересные и загадочные памятники Воронежа
Стул, лечащий от жлобства, улица Лизюкова с памятником котенку из мультфильма, литературный некрополь, называемый среди воронежцев парком живых и мертвых — это далеко не полный перечень мест, которые всем приезжим рекомендуют посетить местные жители. Некоторые из мест прочно связаны с городскими мифами и легендами.
Воронеж знаменит как колыбель военно-морского флота России, город, откуда ведет отсчет история воздушно-десантных войск, и родина множества классиков русской литературы, прежде всего Ивана Бунина, Самуила Маршака и Андрея Платонова. Впрочем, в представлении иногородних Воронеж больше известен по улице Лизюкова из-за популярного советского мультика про котенка, фильму «Белый Бим Черное ухо», который был снят по повести воронежского писателя Гавриила Троепольского, и, пожалуй, группе «Сектор газа», особенно популярной в 90-х годах.
В самом городе распространен миф, ассоциирующий воронежцев со жлобами. История его происхождения точно не известна. Но многие уверены, что в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля, русского писателя и лексикографа, слово «жлоб» значит «житель Воронежской губернии».
Миф про жлобство силен в Воронеже настолько, что живуч даже в среде филологов. Недавно я услышал от профессионального лингвиста историю о том, что в ранних изданиях словаря Даля вроде бы присутствовало значение слова «жлоб» как жителя Воронежской губернии, но потом было изъято по цензурным соображениям.
Роман Жолудь, преподаватель Воронежского госуниверситета, SmartNews
В современной жизни жлобов и Воронеж связал художник Александр Ножкин, известный по серии юмористических гравюр, которые обличают человеческие пороки. В 1994-м он сделал пробный образец «антижлобского» стула: покрасил обычный деревянный стул в разные цвета и приглашал друзей на нем посидеть. А в 2011 году, когда Воронеж отмечал свое 425-летие, проект воплотили в городских масштабах.
Антижлобский бронзовый стул-памятник, получивший официальное название «Лечебный стул № 0001», установили в сквере за зданием областного правительства. Одним из первых его чудодейственную силу проверил воронежский губернатор Алексей Гордеев. На стуле выбиты поговорки, придуманные Александром Ножкиным: «Кто не работает — тот жлоб», «У жлоба — ни стыда ни совести», «Мы не жлобы, а культурные люди».
Тем, кто собирается в обзорную экскурсию по городу, любой воронежец отрекомендует уникальные памятники: котенку с улицы Лизюкова, Белому Биму Черное ухо у Театра кукол, а также литературный некрополь у цирка.
Гости города, как правило, удивляются, узнав, что Александр Лизюков — генерал-майор, поскольку улица, носящая его фамилию, ассоциируется у них с советским мультфильмом.
Во время Великой Отечественной войны генерал Лизюков командовал 5-й танковой армией, которая обороняла Воронеж. Его останки были найдены только в 2008 году и перезахоронены у памятника Славы, установленного на братской могиле защитников города. Другой связанный с войной монумент, находящийся в Северном микрорайоне, — Ротонда, главный вход бывшей областной детской больницы.
Бои в ее окрестностях продолжались двести суток. А когда в ночь на 15 июля 1942 года туда ворвались советские солдаты, оказалось, что в подвалах здания спасаются от бомбежки мирные жители — более 400 человек. Послевоенные власти решили сохранить остов больницы как памятник регионального значения. Но в 2008 году у Ротонды рухнул купол, а на ее реставрацию денег не нашлось даже в 2013-м.
Любопытная история связана также с литературным некрополем у цирка.
К 1972 году на месте разоренного кладбища в Воронеже построили цирк. Местный парк, официально — имени Владимира Дурова, основателя знаменитой цирковой династии, до сих пор именуется в народе как «парк живых и мертвых». Среди прочих там покоились Алексей Кольцов и Иван Никитин. Так вот, когда кладбище начали уничтожать экскаваторами, писатель Евгений Люфанов, который был не в силах снести издевательство над святыми для него останками, набрался смелости и позвонил первому секретарю обкома КПСС Виталию Воротникову, в дальнейшем, кстати, ставшему председателем Совмина РСФСР. Виталий Иванович выслушал Люфанова, а надо сказать, что его вообще отличало внимательное отношение к запросам творческой интеллигенции, и сказал: «Как писатели решат, так и будет». В результате некрополь удалось отстоять, правда в усеченном виде. Помимо Кольцова и Никитина, там захоронен прах писательницы Елизаветы Милицыной.
Павел Попов, воронежский краевед, кандидат исторических наук, SmartNews
Воронеж по праву считается одним из литературных центров России. Здесь до сих пор издается один из популярнейших в советское время «толстых» журналов — «Подъем». Среди уроженцев города — Иван Бунин, Андрей Платонов, Самуил Маршак, Анатолий Жигулин, Юрий Гончаров и др. В сталинские годы в Воронеже отбывал ссылку Осип Мандельштам, его навещала Анна Ахматова. Поэт, в частности, жил на улице Швейников, которой посвятил ироничные стихи.
Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова —
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.
Мало в нем было линейного,
Нрава он был не лилейного,
И потому эта улица,
Или, верней, эта яма
Так и зовется по имени
Этого Мандельштама…
Осип Мандельштам, апрель 1935 года
Одноэтажный, с флигельными крыльями, дом Буниных стоял в начале Большой Дворянской — главной улицы города, теперь это проспект Революции. Второй этаж был надстроен уже после отъезда семьи Буниных (будущий нобелевский лауреат провел в Воронеже четыре года). Современные воронежцы видят дом уже двухэтажным, кирпично-деревянным. На улице Никитинской сохранился дом Ивана Никитина, где он прожил до смерти и где теперь располагается музей. А в 2012 году общественности удалось спасти от сноса усадьбу Быстржинских. Там гостил автор «Войны и мира».
Впрочем, многие воронежцы считают проявлением жлобства установленные в городе памятники Сергею Есенину и Владимиру Высоцкому, которые к Воронежу никак не относятся. При этом, несмотря на протесты краеведов, в 2012 году на улице Революции 1905 года было снесено здание бывшего трубочного завода, где до революции Самуил Маршак работал переводчиком, а Андрей Платонов — литейщиком.
Только-только краеведы и журналисты не позволили варварам из Домостроительного комбината снести дом на улице Платонова, где останавливался Лев Толстой, как снесли здание бывшего маслобойного, трубочного и мыловаренного комбината. Ну что за напасть? Неужели у строителей нет вообще никаких авторитетов и совести?
Патриот, из обсуждения на politgazetavrn.ru
В Великую Отечественную войну Воронеж был разрушен на 90% и заново отстраивался. Но целы, например, старинная Ильинская церковь, впервые упомянутая в документах 1642 года, где крестили поэта Алексея Кольцова, и Успенская Адмиралтейская церковь, в которой при Петре I первый воронежский епископ Митрофаний освящал корабли русского военно-морского флота, бравшие крепость Азов. С петровских времен сохранились рукописные ноты и стул, изготовленный лично царем.
Свадьбы в Воронеже приезжают к Каменному мосту — памятнику истории и архитектуры начала XIX века. По давней традиции молодожены разбивают о перила моста бутылки шампанского. А в ходе недавних раскопок в районе Воронежского госуниверситета открыли древний Воронеж — конца XVI — XVIII века. Ученые-археологи доказали, что в центральной части города есть объекты и артефакты времени основания города воеводой Семеном Сабуровым и первого века его истории. Самая интересная из находок — бронзовая печать сельского старосты. Ее, как и другие многочисленные артефакты, можно увидеть в университетском музее.
Источник