Складной стул древний египет

Складной стул древний египет

Столярным ремеслом в Древнем Египте вначале занимались рабы и свободные ремесленники. Позднее изготовление более дорогих изделий мебели поручалось специальным мастерам. Тайны ремесла передавались от отца к сыну, в результате чего мебельные формы как бы застывали в своем развитии. Значительные изменения произошли лишь позднее, уже под влиянием Греции.
Большинство применявшихся египтянами инструментов нам известно. Эти инструменты, несмотря на то, что изготовлялись из металла, еще были очень несовершенны для выполнения столярных работ, требовавших большой точности. Инструменты египтян стали известны нам по сохранившимся оригиналам, а также по моделям и по изображениям на саркофагах. Египетскому столяру очень не хватало рубанка, которого в то время еще не было. Не умели египтяне и вытачивать, не знали токарного дела, что помогло бы созданию многих декоративных элементов. Из-за отсутствия соответствующих инструментов у египтян очень редко встречаются и профильные карнизы.
Столярная техника тоже вначале была примитивной. Даже дорогие изделия по своей конструкции довольно несовершенны. Ремесленники знали рамочно-филеночную вязку, но не вставляли филенку в раму, а прибивали ее к ней. Стремясь скрыть дефекты сборки, поверхность мебели покрывали сначала толстым слоем краски6замазки, а затем белой или цветной краской. Сундуки и саркофаги расписывали яркими красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями. Украшение мебели в целом не зависело от формы и конструкции изделия. Мебель также обычно украшалась плоскостным орнаментом. Египтяне знали уже примитивный способ фанерования. Они облицовывали более дешевую древесину пластинами из благородных пород древесины, которые, однако, еще не были такими тонкими, как фанера. На особенно богато украшенных изделиях мебели можно встретить слоновую кость, перламутр и даже золотые накладки (мебель из гробницы Тутанхамона).
Большая часть известной египетской деревянной мебели создана в эпоху Нового царства (Фивы, вторая половина II тысячелетия до н.э.). В период расцвета Фив, в царствование великих рамессидов прикладное искусство было в расцвете.
Египтяне обрабатывали преимущественно привозную древесину, ибо в стране произрастали лишь такие породы, как, например, финиковая Пальма, древесина которой плохо поддается обработке. Кроме сикомора, оливкового дерева, кедра, тиса и черного дерева они использовали и древесину нильской акации.
Египтяне создали целый ряд типов мебели. Самые ранние относятся к эпохе Мемфиса, это неуклюжая и грубая мебель; в период расцвета Фив она становится более легкой, изящной, комфортабельной и элегантной. В жилых домах можно найти основные прототипы современной мебели: табуреты, столы, ложа, стулья, сундуки и шкафы. Египтяне с особой тщательностью конструировали мебель для сидения. Табурет или скамейка имели многочисленные формы. Низкие ножки вставлялись в раму сиденья, поверхность сиденья представляла собой плетение из растений или ремней. Стулья с кожаным сиденьем имели более изящную форму, лучше были выполнены ножки и сочленения, кожей обивали изогнутую раму сиденья. Другая форма табурета является прототипом складного стула; египтяне создали эту форму еще во II тысячеле6 тии до н. э. Как уже упоминалось, именно они изобрели первую форму стула со спинкой; спинка являлась надежной опорой для сидящего, о чем свидетельствует и четкая тектоническая конструкция. Первые конструкции стульев были довольно грубыми, позднее они приобрели декоративную отделку. Ножки стали делать в форме звериных лап, тем самым устранив их первоначальную тектоническую неуклюжесть, грубость.
На репрезентативных изделиях мебели ножки были обычно в форме волчьих и львиных лап. Боковым сторонам стульев и кроватей часто придавали форму шагающих зверей. Ножки в форме звериных лап обычно направлены вперед. Египетская мебель для сидения имела строго определенные формы, которые, несомненно, соответствовали манере сидения: египтяне сидели выпрямившись, с плотно сомкнутыми ногами. Такими увековечены они в многочисленных скульптурных изображениях.
Церемониальный парадный трон по виду больше напоминает массивный сундук. Монументальный, сделанный из особого материала и богато украшенный, он выполнялся с цоколем в форме туловища животного. Здесь мы впервые в истории мебели встречаемся с подлокотниками, мебель для сидения иногда уже мягкая. Подушку просто укладывали на поверхность сиденья или прикрепляли к раме. Это свидетельствует уже об определенной ступени развития обойного дела, структурное соединение мебельного каркаса и обивки кажется уже решенной технической проблемой. Ложа изготовлялись аналогично стульям и отличались от них только размерами. Рама, опирающаяся на ножки в форме звериных лап и обтянутая ремнями, представляла собой поверхность для лежания, на которую можно было класть матрацы и подушки. Но египтяне предпочитали подушкам подставку для головы, лежать в таком положении прохладнее (а ведь в Египте жаркий климат!), к тому же при этом сохранялась пышная прическа.
Использовали и переносные ложа с ручками, на ножках в форме звериных лап.
Прочая мебель египетского жилища была скромнее. Столы, стойки, сундуки в домашнем хозяйстве не имели первостепенного значения. Известны три вида столов: рабочий, обеденный и стол типа креденцы. Обеденный стол можно было легко переносить. Он состоял из центральной опоры в форме колонны, круглой крышки и предназначался для одного или двух человек.
Креденцы и полки для посуды — это легкая, очень непритязательная мебель из стоек, перемычек и распорок. В Египте были распространены сундуки, многие разновидности которых дошли до нас. По конструкции египетский сундук напоминает саркофаг; в пазы квадратных ножек, сделанных из косяков, вставляются горизонтальные доски; это предохраняет от действия расширения древесины. Сундуки имеют выпуклую передвижную крышку и большие замки или двускатную крышку с тимпаном. Украшались они богатым плоским цветным орнаментом и иероглифическим письмом.
К оборудованию жилища относилась и утварь, сплетенная из пальмовых волокон с высоким художественным мастерством (корзины с крышкой, коробы, циновки). Египтяне уже пользовались и металлическими зеркалами. Элементы орнаментики, с помощью которых украшали мебель (солнечный диск, скарабей, змея, коршун, лотос, пальма, папирус и т. д.) имели символическое значение. Краски были яркими, однако гамма цветов ограничивалась красным, желтым, черным, коричневым, голубым, зеленым и белым, причем
краски не смешивали, а пользовались ими в чистом виде. И наконец, надо сказать о саркофагах.
Крышку обычно украшали рельефами в виде человеческого лица, иногда изображались и руки. Для изготовления саркофагов чаще всего применялась древесина сикомора. Неровности на обрабатываемой поверхности (рубанка еще не было) сглаживались пемзой, затем замазывались замазкой и закрашивались краской; иногда ее сначала обтягивали полотном и затем украшали богатым красочным орнаментом и иероглифическим письмом; живопись покрывалась защитным лаком.
Столярное дело в Новом царстве стало самостоятельным ремеслом, которым занимались специалисты. Технология и технические познания были весьма развиты, однако несовершенство инструментов являлось большой преградой на пути дальнейшего развития мастерства. Именно поэтому назначение орнамента часто сводилось к тому, чтобы скрыть технические недостатки.
Конструкция мебели логична и понятна, тектонические формы учитывают естественные свойства древесины. Инстинктивная находчивость египетских мастеров, с которой они много тысячелетий назад, не имея предшественников, использовали закономерности развитого тектонического оформления, вызывает бескрайнее удивление и глубокое признание. Европа обязана Египту созданием основных форм мебели, инструментов и технологии обработки древесины. Однако египетской мебели присуще определенное однообразие. Ограниченное число типов, не меняющиеся столетиями формы, отсутствие стремления к новым решениям свидетельствуют о том, что у египтян еще не было потребности разнообразить формы. Другим недостатком является то, что символические и заимствованные у природы формы не были тектонически скомпонованы. Формы, заимствованные у природы (например, ножки в форме звериных лап), не всегда подвергались сознательной стилизации, не всегда превращались в выразительные элементы мебели. Часто отсутствовали уравновешенность пропорций и органическая связь между структурными и декоративными элементами.
Искусство Египта уже в древности оказало большое влияние на художественную культуру других народов. Элементы египетской орнаментики встречаются в древнеримской мебели. В 1798 году, когда Наполеон начал свой поход в Египет, забытые египетские формы снова привлекли всеобщее внимание. По всей Европе стало модным использование характерных египетских мотивов. Влияние египетских форм нашло свое яркое выражение в стиле ампир, сложившемся после 1800 года, особенно во французской мебели этого стиля.

Источник



Стул-как появился. История происхождения.

Эти слова и саму сказку помнят все из своего счастливого детства. Это небольшой кусочек пьесы «Кошкин дом», первый вариант которой был написан в далёком 1922 году. Вопросом, что такое стул, как и когда он появился, наверняка, ни кто не задаётся. Настолько он стал привычным и обыденным предметом. Поэтому рассмотрим стул с точки зрения истории.

Что такое стул?

Стул – это предмет мебели, с сидением и спинкой, предназначен для сидения одного человека.

Стул является средним вариантом между табуреткой и креслом. Разница их в том, что табурет имеет только сиденье и у неё отсутствуют спинка и подлокотники. А кресло, в отличие от стула имеет, кроме спинки, ещё и подлокотники, ручки по бокам, на которые опираются локтями.

Читайте также:  Детские стулья массив регулируемые

Стулья, сегодня, самый распространённый вид мебели для сидения. Видов и моделей стульев великое множество, но классифицировать стулья попытаемся немного позже.

Дополнительная классификация стульев:

Стул – мебель, которая больше всех остальных видов подвергалась влиянию моды и развитию прогресса.

Этимология слова «СТУЛ»

Точная этимология слова неизвестна, но считается, что слово является древнерусским заимствованием. Если сравнить написание, то увидим следующее:

  • древнеисландское – Stóll;
  • германское – Stuhl;
  • крымско-готское – stul.

По написанию и произношению практически одинаково, поэтому принято считать, что слово пришло именно из германских языков.

Специалиста – столяра, который изготавливал стулья, называли «стульщиком» или «стульником».

История стула

Древний стул с египетской резкой

Вот мы и добрались до истории появления стульев.

В исторических анналах отсутствует точное указание на дату и место рождение стула. Но, судя по историческим упоминаниям, можно считать, что изобрели стулья древние египтяне. По рисункам и находкам при раскопках, найденные фрагменты и целые предметы мебели, включая стулья, относят к Третьей династии Древнего Египта, а это III-е тысячелетие до нашей эры. Находки тех времён выглядели массивно, как правило, кубической формы. Лишь позднее при начале «дружбы» египетских народов с народами Ближней Азии и под влиянием моды, культуры и вкусов тех мест и времени, стул начинает менять форму. Конструкция становится более утончённой, ножки изогнутыми или фигурными. На сиденьях и спинках появляются подушки для удобства. Ещё немного позже, люди изобрели складные стулья, в качестве сиденья, в которых используется кусок кожи, а в военных походах используются металлические табуреты.

Древнеегипетский крестообразный стул

На рисунках Второй династии Древнего Египта отображены уже простые стулья, ножки и спинки которых прямые, с подушкой на сиденье. В обиходе, массово, используются стулья с крестообразными ножками. А вот в Ассирии формы стульев становятся более замысловатыми. Силуэт самого стула округлый или выгнутый. Ножки часто имеют вид лап животных.

Стулья для знати и царственных особ, тронные стулья украшались резьбой, драгоценными металлами и камнями, сверху накрывались изысканными коврами.

Народ всё меньше трапезничает лёжа на коврах. В обиход входит привычка вкушать пищу за столами, сидя на стульях.

Стулья приходят от соседей и в Грецию. В Древней Греции нет особых требований к виду и материалам стульев, здесь используются одновременно все виды и формы стульев из Египта и Ассирии.

Древний стул с изображением богов

Древний Рим вносит некоторые изменения в строение стульев. В театрах отсутствие скамей компенсируют лёгкими складными стульями. А сами стулья начинают делать с ручками-подлокотниками или даже без спинки, но с подлокотниками. Применяются различные формы сидений стульев, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и треугольная. Начинают изготавливать мебель, в частности и стулья из ивовых прутьев, плетёные.

Европа не могла обойтись без удобной мебели и так же позаимствовала такой предмет, как стул. Форма массовой мебели была абсолютно идентична римской, а вот для королей и особ высокого сана не только стулья, но и остальная мебель копировала стиль Индии. Такая мебель была шикарно украшена камнями, металлами и искусной резьбой. Сиденья чаще были не круглой, а многоугольной формы, пяти или шестигранной. Спинка такого стула могла охватывать почти все грани. Пространство между ножками такого богатого стула прикрывалось вырезанной из дерева скульптурой или изразцом с изображением животного или герба рода.

В XV веке инженерная мысль изобретает стулья с крутящимся сиденьем и стулья с колёсиками на концах ножек, для перекатывания стульев. А в XVI веке, для простолюдинов, начинают делать дешёвую мебель, в стульях для мягкости сиденья и спинки используют камыш. Стул в Европе становится основной мебелью для сидения, вытеснив табуреты, скамьи и сундуки в виде невысоких ящиков для хранения вещей и сидения, одновременно.

Стул Савонаролы

В Европе средних веков, стулья для торжественных случаев, дополнялись балдахином, например, распространённый в Италии крестообразный стул с балдахином известен сегодня как стул Савонаролы.

Стул Фартингейла

В Голландии XVII века, вошли в моду и повсеместно изготавливались стулья с крестообразными ножками для повседневного использования. А в Англии, Германии и Франции такие стулья предназначались для церемоний. Чуть позднее, в Англии, аристократия начинает пользоваться стульями с обивкой, стиль «Фартингейл». Такой стул имел промежуток между сиденьем и спинкой, благодаря чему дамы носящие платья с фижмами из китового уса могли удобно на нём разместиться. Самый большой стул принадлежал главе семейства. На деревянных стульях продолжали сидеть только простолюдины.

Виндзорский стул

Наступает XVIII век и в Англии входят в обиход стулья стиля «Виндзор». Виндзорские стулья – это деревенский стиль мебели, с простыми ножками и спинкой и тонких прутьев.

Венский стул

Михаил Тонет, мебельный мастер из Вены, примерно в середине XIX века изобретает промышленный, не ручной способ, технологии изгибания древесины под паром. До этого технология была ручной, что требовало определённого мастерства и времени. Удешевление и ускорение производства гнутого дерева привело к тому, что дорогой ранее в производстве «виндзорский стул» стал относительно дешёвым. «Виндзорский стул», кресло из гнутого дерева, считался деревенской мебелью в Англии XVIII века. И в результате масштабного производства, теперь уже «Венского стула», так называли изделия Тонета, заполонил Европу. Венский стул ещё называли стулом для бистро. К 1930 году в Европе было произведено и продано более 50 000 000 таких стульев.

Стул в России

Стул петровских времён

На территории России, до конца всего XVII века используется традиционная мебель для сидения, это сундуки, лавки и табуреты. Стулья и кресла очень малочисленны и присутствуют в небольшом количестве, в очень богатых дворянских семьях и в царских приёмных палатах. Пётр I начинает вводить европейский образ жизни, и стул становится распространённой мебелью. Именно при Петре I стул становится обыденной деталью быта и интерьера, а не почётной мебелью, которую приобретали, чтобы подчеркнуть свой статус.

В России середины XVIII века ощущался недостаток мебели. В простых домах в массе продолжают использовать лавки и табуреты. В более зажиточных семьях появляются и стулья времён «петровского барокко». Это тяжёлые стулья из дуба с высокими спинками.

эскиз стула Стасова

В начале XIX века в России меняется мода, начинается отход от классицизма и важным становится, как выглядит стул не только спереди, но и сбоку. Стасов Василий Петрович (24.07.1769-5.09.1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств, изобретает новую конструкцию стульев и кресел с изогнутым профилем, боковой рамой, задняя ножка со стойкой спинки и передняя ножка образуют единую раму. А правая и левая боковые рамы скрепляются поперечными рейками. Спинка скреплялась поперечной плоскостью и облицовывалась шпоном. Возникало ощущение, что использован цельный кусок древесины. Сиденье в таких стульях и креслах было трапециевидным и вкладывалось в конструкцию. Стулья такой конструкции были удобными, очень прочными, имели изысканный силуэт и при этом просты в изготовлении. Стулья по конструкции Стасова стали излюбленной мебелью и единственной формой в купеческих и дворянских домах на целые тридцать лет.

Стул в русском стиле

В XIX веке численность городского населения России значительно увеличивается и продолжает расти. Вместе с этим поднимается спрос на мебель и в частности стулья. Распространяется и развивается фабричное производство мебели и открываются мебельные специализированные магазины, то есть, если раньше обращались к мастеру, договаривались о количестве и виде мебели, то теперь можно было зайти в магазин и купить готовый комплект мебели, недостающий предмет или нужную деталь. Впервые, для обивки стульев используют ситец.

Насытившись европейскими стилями, в России последней трети XIX века входит в моду мебель с элементами русского стиля. Это все те же формы и модели, например, для домашней столовой приобретали тяжёлые дубовые стулья прямоугольной формы, но с добавлением обивки из парчи или кожи и украшенных резьбой деревянных элементов русскими народными узорами, так появился популярный стиль мебели «à la russe».

Стул Гамбса

На конец XIX века, в моде мебель более привычная нашему глазу, по историческим фильмам и музеям, это мебель Генриха Даниэля Гамбса (1765—1831). Мебельного мастера из городка Нойвид в Пруссии и работавшего в Санкт-Петербурге. Генрих Гамбс основатель большой семьи мебельных мастеров, продукция которых получила в России обобщённое название гамбсовой мебели. Стулья производства Гамбса были очень комфортабельными, имели мягкую стёганую обивку на сиденье и спинке.

На этом закончим историю стула и рассмотрим, какие бывают виды стульев и для чего изобретены.

Конструкция стула

Каждый стул состоит из сиденья, ножек и спинки. Спинку стула могут называть щит или прислон.

Вспомогательные детали стула это:

  • царги – верхние поперечные рейки, скрепляющие ножки под сиденьем и могущие служить креплением для сиденья;
  • проножки — нижние поперечные рейки, скрепляющие ножки стула;
  • бобышки – угловые крепления между ножками;
  • подспинка – часть стула, на который опирается спина;
  • заглушина – в случае, если у стула имеется верхняя перекладина спинки и нижняя, щит с обивкой закрывающий это пространство.
Читайте также:  Компьютерный стул опускается вниз

Обычно стул имеет четыре ножки, но встречаются конструкции с крестообразными ножками в виде буквы «Х» или щитовые, как пример, консольный стул, где передняя и задняя ножки не разделены, а являются единым полотном из дерева или фанеры.

Ножки стула, царги и проножки – это каркас стула.

Спинка стула может быть продолжением задних ножек или являться отдельным элементом конструкции. Спинка стула бывает сплошной, сквозной или наборной из реек.

Основными параметрами при выборе стула являются:

  • высота стула по спинке;
  • высота стула по сиденью;
  • ширина стула;
  • глубина стула.

Высота стула по сиденью требуется для определения удобства в соотношении с высотой стола.

Так же, стулья различаются по жёсткости и делятся на жёсткие, полужёсткие, полумягкие и мягкие.

Спинка у стула может быть такой же по жёсткости, как сиденье, так и более жёсткой или более мягкой.

По фасону стулья определяются по размерам, ширине и глубине, высоте по спинке и сиденью, по формам спинки и сиденья, обивкой, её качеством и материалом или отсутствием обивки, и форме и виду ножек.

Так же, стулья различают по материалу, из которого они сделаны и способу изготовления:

  • столярные – если детали для стула выпиливаются из целого массива древесины, твёрдолиственных или хвойных пород;
  • гнутые – в случае обработки дерева паром и изгибания заготовок;
  • плетёные – если имеются детали или вся основа сплетена из ивовых, тростника, соломы, лиан или ротанга;
  • металлические – если каркас сделан из металла;
  • комбинированные – при использовании нескольких видов материала.

Российский классификатор добавляет ещё несколько делений:

  • клееные и гнуто-клееные – используется для удешевления производства и самих изделий, при производстве используется не цельная гнутая древесина, а гнутый шпон;
  • плоско-клееные – используется фанера:
  • палочные – разновидность плетёных, но при плетении используются палки, не обязательно одного материала;
  • формовочные – при изготовлении литьём из металла, полимеров или стекла;
  • комбинированные делятся по назначению – детские, для фортепиано, барные и т.д.

Материал, из которого сделаны стулья и их конструктивные особенности влияют на сферу применения стульев, например, плетёные стулья часто используют как дачную мебель. А стулья из пластмассы за счёт своей лёгкости и часто возможности, один стул ставить на другой, как бы нанизывать, позволяя экономить пространство, применяют для массовых мероприятий и летних уличных кафе.

Какие ещё бывают виды стульев и как делятся?

По назначению

  • Рабочий стул, офисный, компьютерный – такие стулья предназначены для долгой работы. Как правило, конструкция таких стульев тщательно проработана не только дизайнерами, но и ортопедами. Такие стулья оснащены колёсиками, для удобного передвижения за рабочим столом и механизмами регулировки высоты сиденья и угла спинки.
  • Стул для рояля – это тяжёлый стул с литой основой и крутящимся сиденьем без спинки.
  • Стул детский – разновидностей по материалам изготовления множество, но главная особенность высота стула. На каждом детском стуле обязательно указан примерный возраст ребёнка и рост, для которого предназначен стул.
  • Барный стул – появился на границе XVIII-IXX веков в момент прибытия огромного количества мигрантов в «Новый свет». Точно не известно, но считается, что был изобретён в США с момент массового расцвета салунов. Барный стул имеет высоту около 80 сантиметров, часто без спинки или с низкой спинкой, чаще с круглым сиденьем. Обязательно есть полочка для ног. Количество ножек бывает 1, 3 и 4.

По конструкции

Стул седло

    Стул-седло – считается ортопедическим, заставляет держать ровную осанку и помогает предотвращать многие болезни позвоночника. Помогает правильной циркуляции крови. За счёт своей необычной конструкции позволяет значительное разведение в стороны ног, это позволяет сильнее наклонять туловище вперёд, что невозможно при сидении на обычном стуле.

По стилю

Стул Клисмос

И ещё один из интересных стилей среди стульев – «Клисмос». Это стиль, подражающий Древней Греции. Стул имеет саблевидные ножки направленные наружу и сильно выгнутую спинку.

На этом обзор и исторический экскурс по стульям закончен.

Спасибо Вам за внимание!

Надеемся, вы получили новую информацию и ждём Вас на нашем сайте снова.

Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати.

Источник

История мебели в Древнем Египте

Любая эпоха оставляет после себя множество предметов с особенностями, присущими только этому периоду развития человечества. Это касается как монументальных строений (дома, замки, дворцы), так и предметов повседневного пользования. Взглянув на обычные, казалось бы, образцы мебели, такие как стулья, столы, кресла и многие другие, несложно определить в какую эпоху они были изготовлены – Древний мир, период Возрождения или Средние века…

Художники и мастера в каждой стране старались придать изготавливаемой мебели формы, присущие только этой стране в период их жизни. Узоры, покрывающие мебель, также были характерны определенному времени. Многое зависело и от способов обработки материалов.

Начнем знакомство с самых ранних эпох, узнаем, какие характерные черты присущи мебели определенного периода. Наш первый шаг – Древний Египет.

Ступени развития мебельного искусства в Древнем Египте

Египет является древнейшим государством, оставившим после себя образцы мебели. Благодаря древнеегипетскому обычаю помещать в захоронениях предметы, необходимые для жизни в потустороннем мире, до нас дошли хорошо сохранившиеся экземпляры. Практически вся мебель изготавливалась из различных пород древесины, завозимой из других стран. Инкрустацию выполняли, как правило, из слоновой кости, камней различного цвета (малахит, бирюза и т. д.).

Египтян можно смело называть родоначальниками многих видов мебели. Самые древние образцы мебели, найденные археологами, принадлежат ранней династической эпохе (3400-2980 гг. до н. э.). Ими являются обычные и складные табуреты, изготовленные из древесины с ножками, вырезанными из цельных слоновых бивней в форме копыт быков. Хорошо сохранились обломки ларцов из черного дерева. Все это найдено в царских погребениях.

сундук1.jpg

Эпоха III династии (2980-2000 гг. до н. э.) оставила после себя стулья, кровати, ларцы разных размеров. Последние изготавливались из черного дерева, инкрустировались слоновой костью и различными полудрагоценными камнями – бирюзой, зеленым и синим малахитом, ляпис-лазурью. Ножкам придавалась форма львиных лап или копыт быка. Характерная черта – передние и задние ножки соответствовали по форме передним и задним лапам (копытам) животного.

табурет на ножках.jpg

Во времена эпохи Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) мебельное и столярное искусство достигло пика развития. Многие изделия поражают своей фундаментальностью. К примеру, каждая створка дверей большого Карнакского храма имела размеры 5 м ширины и 20 м высоты. Собирались они из множества деревянных деталей, скрепленных деревянными гвоздями и клиньями, расположенными под углом 45° в разных направлениях. Такая технология позволяла избежать появление щелей.

большие двери.jpg

Материалы, используемые египетскими мебельщиками

Самым распространенным материалом для изготовления мебели являлась древесина. Наиболее ценными считались породы черного дерева, сикомор, кедр, оливковое дерево, смоковница, тис. Их завозили из других стран, поскольку местные породы деревьев (финиковая пальма, нильская акация) имели более мягкую древесину и плохо поддавались обработке.

Для внешней отделки применяли различные полудрагоценные камни, серебряную и золотую фольгу, цветной фаянс. Часто присутствовала инкрустация ценными породами древесины, контрастной по цвету с основным материалом.

Инструмент и технологии

Инструменты, используемые египетскими столярами, были весьма несовершенны. Известно, что они пользовались деревянными молотками (киянками), тесалом, большой двуручной пилой, топорами, лучковой пилой. На фресках можно найти изображения, как ремесленники использовали их для изготовления мебели.

ремесленники.jpg

сверло.jpg

Инструменты той эпохи, несмотря на то, что изготавливались из металла, не позволяли добиваться высокой точности. Поверхность деревянных заготовок доводили до необходимого состояния методом пришабривания тяжелыми камнями, затем вышлифовывалась пемзой.

Местные деревья не позволяли получать большие заготовки, поэтому ремесленники вырабатывали различные способы прочного соединения нескольких деталей. Ласточкин хвост, различные виды прямых шипов, шпунт и гребень родились именно в Древнем Египте.

Стулья, табуреты имели крепления в виде поперечных соединений, расположенных под углом, или дугообразных деревянных шипов, врезанных в угловые части. В отличие от более поздних технологий, когда изгибалась заготовка, египетские мастера придавали необходимый радиус стволу дерева на корню в течение нескольких лет.

Внешней отделке уделялось особое внимание. Несовершенными столярными инструментами невозможно было получить идеальную поверхность. Даже самые дорогие изделия выглядели несовершенными без богатой декорации. Поэтому сначала любую мебель покрывали довольно толстым слоем замазки, скрывающей все дефекты. Затем она окрашивалась в белый цвет и украшалась яркими орнаментами. В зависимости от дороговизны мебели на ее отделку пускали различные полудрагоценные камни, слоновую кость, цветной фаянс либо ограничивались геометрическим орнаментом.

Читайте также:  Делаем стул для рыбалки своими руками

Древнеегипетским мастерам был известен метод фанеровки поверхностей дорогими сортами древесины. Конечно, получить шпон они еще не могли и отделочные пластины были довольно толстыми, но декорирование дешевой древесины получалось весьма солидно.

Для самой изысканной мебели применяли декор из серебряной и золотой фольги. Основание ножек очень искусно выполняли также из серебра, золота или вырезали из слоновой кости.

Краски, используемые для отделки мебели, имели только семь цветов – белый, красный, зеленый, желтый, голубой, черный, коричневый. Их использовали только в чистом виде, никогда не смешивая.

Различная древнеегипетская мебель

Мебель Древнего Египта легко отличить от какой-либо другой. Ей присущи характерные черты, не встречающиеся нигде в мире. Так получилось, потому что Египет был защищен пустынями и морем от других стран и его развитие происходило в индивидуальном направлении.

Благоприятные условия (природные, экономические), сложившиеся в долине Нила, способствовали развитию коллективного труда, образованию устойчивой государственной системе. Искусство египтян также отличалось строгостью и упорядоченностью. Выработанные художественные формы оставались неизменными в течение не одного тысячелетия.

Перейдем к обзору различных типов мебели Древнего Египта, дошедших до нашего времени, восстановленных мастерами-реставраторами.

мебель древнего египта.jpg

Стулья

В Древнем Египте стульями пользовались богатейшие сановники, лица, занимающие высокие государственные посты. На фресках часто можно встретить изображения писцов, работающих сидя на полу. В быт простых египтян стулья и табуреты пришли позднее.

писцы.jpg

Самыми ранние стулья были на невысоких ножках, показывающие, что египтяне, как и все народы Азии и Востока, предпочитали работать или отдыхать, сидя на корточках.

невысокий стул.jpg

В дальнейшем ножки стали удлинять с определенным смыслом – чем выше положение в обществе, тем выше его стул. Для высокопоставленных вельмож изготавливали стулья из ценных пород древесины, с подлокотниками, высокой спинкой. Украшали их различными инкрустациями из дерева, слоновой кости, металлов.

стул.jpg

Только фараон имел право сидеть на троне, изготовленном самыми лучшими мастерами. Весь он украшался золотом, серебром, бронзой, имел подлокотники, переходящие в золотые львиные головы. В отличие от других стульев трон имел мягкое сиденье.

позолоченный трон.jpg

Первоначально даже у фараона был трон весьма скромный в сравнении с более поздними образцами.

трон тутанхамона1.jpg

Самыми первыми предметами для сидения были примитивные табуреты. Они имели очень короткие ножки, сиденье заменяли переплетенные из волокон растений или кожаных ремней.

низкий табурет.jpg

Во II тысячелетии до н. э. египтяне разработали интересную форму табуретов, напоминающую современный складной вариант. Его конструкция представляла две деревянные рамы, соединенные простейшими шарнирами. Сиденьем служило натянутое кожаное полотно. Такие походные табуреты пользовались огромной популярностью у армейских командиров высокого ранга.

складной табурет.jpg

Практически все стулья имели общую черту – вогнутые сиденья, повторяющие форму тела. Гораздо позже сиденья стали выполнять плоскими и обшивать несколькими слоями ткани.

трон тутанхамона.jpg

Именно египтяне первыми стали изготавливать стулья со спинками. Сначала они были прямыми, лишь в дальнейшем спинкам стал придаваться наклон.

Кровати

Не исключено, что египтяне первыми решили отказаться от отдыха на циновках, лежащих на полу. Самые первые постели представляли собой деревянную раму, установленную на ножки. Ложем служили натянутые и переплетенные ремни или веревки.

первые кровати.jpg

Более поздние кровати изготавливали также из твердолиственных пород древесины, но с более совершенными формами. Ножки, как правило, выполняли в форме звериных лап, направленных в одну сторону. Какого-либо стандарта не существовало – были кровати на высоких ножках и совсем немного приподнятые над полом.

кровать.jpg

обычная кровать.jpg

Подушками в Древнем Египте не пользовались. Из-за жаркого климата гораздо рациональнее было использование подголовников, выполненных из дерева, глины, слоновой кости, камня. К тому же они помогали сохранить пышные прически.

кровать с подголовником.jpg

подголовник из слоновой кости.jpg

Столы и сундуки

Столы по конструкции были весьма разнообразны. Известны три вида столов – обеденный, рабочий и легкий типа «креденцы». Последний имел весьма скромный вид и состоял из стоек, перемычек, распорок.

стол деревянный.jpg

Столешницы могли быть круглыми и прямоугольными, изготавливали из глины и алебастра, покрывались орнаментом и росписью. Известны столики с одной, тремя или четырьмя ножками.

Самым распространенным вариантом был стол на одной ножке, который переносили по надобности из одного помещения в другое. Такой стол имел круглую столешницу и предназначался для одного-двух человек. На пиру каждый гость получал по отдельному столику.

Столики на прямых невысоких ножках служили подставками для сосудов с водой, фаянсовых ваз. Существовали специальные стойки для ваз. Они представляли собой конструкцию из высоких жердей, оканчивающихся опорой для установки посуды.

стойка для посуды.jpg

Сундуки и ларцы изготавливались по технологии, схожей с изготовлением саркофагов. В каркас из деревянных рам вставлялись поперечные планки. Такая конструкция предохраняла от появления щелей и коробления древесины. В наиболее дорогих экземплярах применялось соединение типа «ласточкин хвост».

Изготавливали сундуки в форме параллелепипеда на ножках различной высоты. Отличие было лишь в размерах, отделке и форме крышки. Чаще всего крышка выполнялась полукруглой, но встречались и нестандартные формы.

сундук.jpg

Как и любая мебель, сундуки покрывались богатой росписью, отделкой цветными камнями, драгоценными металлами. Ларец с наиболее богатой отделкой найден в гробнице Тутанхамона (около 1347-1337 гг. до н. э.), вся поверхность расписана изображениями его подвигов.

расписной сундук.jpg

Заключение

Подводя итог, можно смело сказать, что именно культура Древнего Египта стала прародительницей большинства видов современной мебели. Уже в древности египетское искусство оказало огромное влияние на художественное и культурное развитие многих народностей. Его элементы можно встретить в оформлении древнеримской мебели.

Вторую жизнь искусство Древнего Египта получило после похода Наполеона в 1798 году. Европейцы, восхищенные необычными формами египетской мебели, стали внедрять ее в свои изделия. Особо ярко выделялась мебель в стиле «ампир», сложившимся после 1800 года, особенно во французской мебели.

В современном мире тоже не обходят вниманием Древний Египет, много образцов мебели (столы, стулья) своим стилем напрямую перекликаются со своими прародителями.

Источник

Мебель Древнего Египта

Раскопки поселений в Месопотамии и во всем районе Двуречья показали наличие предметов обстановки египетского происхождения, из чего можно сделать вывод, что египетская мебель шла на экспорт. После почти 100 лет активных раскопок на Востоке археологи хорошо задокументировали мебель и быть Древнего Египта.
Главной составляющей культуры Древнего Египта можно назвать их систему религиозных верований, так по одному из канонов у человеческой души есть составляющая, которая в момент смерти освобождалась из тела, но могла в любой момент вернуться обратно. Называлась эта часть души – «Ка». Чтобы продолжить существовать, эта часть души требовала поддержания особых условий, как при жизни человека. Поэтому погребальные камеры наполнены не только церемониальной едой, но и домашней мебелью. Дерево, к сожалению, мало где смогло дойти до наших дней, но для археологов сохранились элементы инкрустации и декорации, они и позволили египтологам воссоздать облик той самой древней мебели.
В гробницах были найдены ложе с балдахином (гробница царицы Хетепхерес), многочисленное количество разнообразных коробок (подобие более современных сундуков), разнообразные стулья с плетенными сидушками, складные табуреты. Когда Говард Картер в 1922 году обнаружил гробницу Тутанхамона, роившегося примерно в 1340 году до н.э. то его открытие получило немедленный отклик в сфере декоративного искусства, интерес к истории Древнего Египта мгновенно возрос до небес. Претерпел изменения стиль арт-деко, влияние со стороны древнеегипетских форм и декоративных мотивов, и также в начале XIX века французский ампир запечатлил Египетский поход Наполеона 1798 года.
Домашняя мебель представляла, как правило, стулья о трех или четырех ножках, с разной степенью декора. Складной табурет был сконструирован из деревянной рамы и подвесного кожаного сидения, он стал основой убранства античного интерьера от Александрии и до Константинополя. Низкие на прямых ножках столы использовались для размещения сосудов с водой или фаянсовых ваз. Кровати обычно делали из дерева, но металл и слоновая кость тоже применялись в производстве. Стоит отметить что не было установленной высоты кровати, они могли быть от высоты ступеньки и до метра.
Древесина, используемая египятянами, включала и местные породы: сикамор, акацию, сайду, также твердой дерево известное как «терновый венец Христа», так и привозную: кипарис и ливанский кедр.
Так как из-за особенностей климата нельзя было получить крупные массивы дерева, то египетские краснодеревщики развили способы соединения мебели и выстраивания панелей. Соединения ласточкин хвост, шип и гнездо были хорошо известны в Египте. Неаккуратно сделанные соединения обычно маскировалось облицовкой и росписью. Самая же дорогая мебель украшалась листами фольги из золота или серебра. Ножки стульев и табуретов часто имели подлокотники в виде голов уток или львов, а ножки в форме звериных лап. Сидушки делали из пальмы или нескольких слоев льна и другой ткани.
Отличительной чертой всей египетской художественной росписи является фронтальный метод изображения, когда торсы фигур развернуты фронтально, а головы в профиль.

Источник

Adblock
detector